[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2009 ТИШРЕЙ 5770 – 10(210)
Я – ЭТО Я, А НЕ ТО, КАК Я ВЫГЛЯЖУ
Берл Лазар
В последней нашей беседе мы говорили о силе слова – силе, которую нельзя употреблять во зло. Нельзя, даже если это слово – правда или то, что кажется правдой говорящему. Злословие недопустимо и наказуемо.
Но сразу возникает вопрос: почему вообще человек проявляет интерес к злословию? Ведь Б‑г заложил в каждого из нас естественную склонность к добру – зачем же говорить то, что может принести зло? И зачем прислушиваться к злым словам? К сожалению, ответ прост: когда мы говорим или слушаем речи о недостатках другого человека, у нас возникает представление, что этот человек хуже нас. А мы, соответственно, лучше. Не то чтобы мы действительно стали лучше, изменились в лучшую сторону – но мы получили «доказательство» того, что другой человек хуже.
А если человек нуждается в такого рода «доказательствах», это означает только одно: у него нет уверенности в себе. Сам он вовсе не убежден, что он хорош. Практический опыт общения с ближними однозначно доказывает, что человек, уверенный в себе, не будет говорить о других плохо: он просто не нуждается в том, чтобы самоутверждаться за чужой счет.
Проблема в том, что неуверенность в себе стала одной из наиболее распространенных болезней современной цивилизации. Люди платят уйму денег психологам, психоаналитикам, психиатрам, чтобы получить ответ на вопрос… кто они на самом деле. Сами они, следовательно, на этот вопрос ответить не могут. В Интернете огромным успехом пользуются сайты общения – всевозможные «Одноклассники», «В контакте»: мы постоянно получаем сообщения по электронной почте, приглашающие в разные сообщества, есть даже соревнование – у кого контактов больше. Каждый пишет о себе, помещает свои фотографии на сайте, старается превратить себя в информационный ресурс, самоутвердиться…
На первый взгляд что плохого в общении? Но общение через Интернет, особенно знакомство через Интернет, имеет целью создать имидж – иными словами, убедить других, что я такой, каким себя позиционирую. Самоутвердиться в чужих глазах. А какой я есть на самом деле – либо я это пытаюсь скрыть, либо просто не знаю.
Есть хасидская притча о человеке с жаждой самоутверждения. Один еврей пришел к своему раввину и жалуется: «Ребе, в синагоге все меня толкают, все на меня, как говорится, наезжают. Повлияйте как-нибудь на людей!» А ребе ему говорит: «Проблема не в них, а в тебе самом. Ты приходишь в синагогу, встреваешь во все разговоры, пытаешься всегда быть у всех на глазах… Ты находишься везде и не оставляешь места для остальных: каждый, кто хочет занять свое место, вынужден просто тебя оттолкнуть!»
Жажда самоутверждения, приобретения имиджа отчасти вызвана ложным представлением: в наш век массовых коммуникаций, когда можно по телевизору увидеть людей на другом конце планеты в режиме он-лайн, невольно возникает мысль, что и сам ты открыт для чужих взглядов. Все на тебя смотрят, и, следовательно, самое ужасное – это быть «недостаточно интересным» для окружающих. На самом деле человек интересен для окружающих ровно настолько, насколько сами они для него интересны – но стартовые условия уже заданы. И вот люди вертятся перед зеркалом больше времени, чем читают, вот они делают эпиляции и подтяжки, сглаживают морщины, тратят уйму денег, чтобы «выглядеть»... Зачем? Уж никак не для человеческого общения: друзей мы выбираем не по морщинам.
И вот тут как раз скрывается вторая причина «имиджевой мании»: приоритеты потребительского общества. Потребитель должен потреблять, а поскольку реальные потребности человека в материальной сфере ограничены, его убеждают в насущной необходимости обладания ненужными вещами. Это, видите ли, улучшает имидж: каждый год новая машина, новая электроника, новая внешность… Недаром говорится, что человеку «никогда не бывает достаточно того, что ему не нужно».
Культ имиджа поддерживает мощная индустрия рекламного бизнеса, телевидение, глянцевые журналы и великая армия «визажистов» и «имиджмейкеров». Все они стараются подавить уверенность человека в себе – и одновременно сделать его поведение демонстративным, вызывающим, нескромным. Ведь только человек, твердо знающий, кто он и что он, уверенный в себе, может быть скромным. Это кажется парадоксом – обычно мы считаем уверенность в себе и скромность противоположными понятиями. На самом деле противоположны друг другу скромность и самоуверенность – а это вовсе не то же, что уверенность в себе. Самоуверенность – это «уверенность напоказ»: главное, чтобы другие думали, что у меня все в порядке. Это «имидж уверенности» у человека, оценивающего себя все более и более низко. У человека, все менее и менее счастливого и потому постоянно нуждающегося в том, чтобы самоутвердиться за чужой счет.
Наверное, только верующий человек гарантирован от попадания в этот порочный круг. Верующий знает, что открыт перед Б‑гом, и никакой имидж тут не поможет. Поэтому вера в Б‑га придает скромность, а со скромностью приходит уверенность в себе. Скромность верующего – это не низкая самооценка («я – никто»), а самооценка реальная: «я – это я». Кто я есть – это не другим определять. Я – другой, не такой, как они; они – не такие, как я. Б‑г ставит для меня задачи и обеспечивает возможностями, чтобы эти задачи решать. Просто я должен использовать дарованный мне потенциал по максимуму.
Знаменитый цадик реб Мендл из Коцка говорил: «Если я есть я, потому что я не ты, а ты есть ты, потому что ты не я – значит, я не я и ты не ты». Эта фраза звучит парадоксом, но на самом деле в ней скрыта великая мудрость. Если «я» – это только «не ты», то есть то, что меня противопоставляет другим, – тогда у меня нет никакой самостоятельной ценности! Ценность человеку придает не то, чем он выделяется, а то, чем он является. То, каким его создал Б‑г.
Такой подход снимает весь комплекс проблем, связанных с потребностью в самоутверждении. Мы утверждаем себя в этой жизни, хорошо выполняя Закон и заповеди, – утверждаем перед Б‑гом, а не перед сообществом «имиджмейкеров».
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.