[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2009 ТИШРЕЙ 5770 – 10(210)

 

СЕМЕН ФАРАДА. КЛОУН-АРИСТОКРАТ

20 августа в московском военном госпитале имени Вишневского на 76-м году от сердечно-сосудистой недостаточности скончался актер театра и кино Семен Фарада (Фердман).

Он родился 31 декабря 1933 года в семье, переехавшей в столицу из Житомирской области. Его отец, Лев Соломонович Фердман, был офицером-артиллеристом, мама, Ида Давыдовна Шуман, – фармацевтом. Семен играл в школьной самодеятельности, но родители категорически возражали против того, чтобы их сын стал актером, считая это немужской профессией. Фердман решил поступить в Бронетанковую академию, однако оказалось, что абитуриент должен иметь не ниже второго разряда по легкой атлетике. Огорченный юноша отдал документы в первое попавшееся по ходу трамвая учебное заведение – Бауманское училище. Вступительное сочинение на тему «Сталин – это мир во всем мире» он честно списал со шпаргалки, но проверяющие, сочтя, что советский инженер-механик по котельным установкам не может носить фамилию Фердман, добавили в текст дюжину ошибок. Лишь настойчивость мамы, добившейся через Министерство образования переэкзаменовки, позволила Семену поступить. Вскоре, впрочем, он из училища вылетел – обнаружилось, что задания по начертательной геометрии за него делает один из преподавателей, – попал на флот и несколько лет провел в армейском ансамбле.

По возвращении из армии Семен окончил училище и семь лет проработал по специальности, параллельно играя в Театре-студии при МГУ «Наш дом». В 1968 году вышел первый фильм с его участием, а через три года, снимаясь на Таджикской киностудии в картине «Гвардейцы, вперед!», он получил ультиматум: его фамилия в титрах появиться не может. Так Фердман превратился в Фараду (с ударением на втором слоге). Через некоторое время актер поменял паспорт и другие документы, сделав псевдоним своей фамилией.

В 1972 году Фарада был приглашен Юрием Любимовым в Театр на Таганке, где прослужил почти три десятилетия, сыграв в «Гамлете», «Мастере и Маргарите», «Добром человеке из Сезуана»… Одной из лучших его театральных работ считается роль мальчика-скрипача, затюканного педагогом Загурским, в спектакле «Пять рассказов Бабеля».

Фарада всегда недоумевал, рассказывая, как закрепился в амплуа комика: «Не знаю, на самом деле я не такой, не весельчак уж точно». «Он в жизни человек замкнутый, даже мрачноватый», – подтверждает его жена, актриса Марина Полицеймако. Главной своей киноролью он считал роль портного Хаймовича из фильма Эфраима Севелы «Попугай, говорящий на идиш». Впрочем, зрители едва ли с ним согласятся: для них Фарада навсегда останется тромбонистом из рязановского «Гаража», губернатором из «Дома, который построил Свифт», главнокомандующим из «Того самого Мюнхгаузена», псевдолекарем из «Миллиона в брачной корзине» и, конечно, Маргадоном из «Формулы любви» – недаром эта роль едва ли не целиком разошлась на цитаты, а песня «Уно моменто» стала визитной карточкой артиста.

Практически все говорившие и писавшие о Фараде отмечали, что в самых смешных его ролях фарсовость и гротесковость игры контрастировали с большими печальными глазами актера. Его «эксклюзив» был в сочетании почти пародийной внешности «гостя с Юга» и внутреннего аристократизма, неизменно сквозь эту внешность просвечивавшего. В итоге возникало то фирменное противоречивое единство актерского образа, которое Марк Розовский обозначил как «лирический идиотизм».

В последние годы Фарада не снимался из-за проблем со здоровьем. В 2000 году, через день после смерти близкого друга Григория Горина, у него случился обширный инсульт. Спустя два года актер сломал шейку бедра. Последовали несколько операций, затем второй инсульт, после которого Фарада практически постоянно находился в больнице… «Там, где сейчас Семен, труппа подобралась намного лучше, чем здесь», – сказал на церемонии прощания Леонид Ярмольник.

Михаил Майков

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.