[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2009 АВ 5769 – 8(208)

 

Рекомендации шефа

Неприкаянность. Одно из обиходных, но не очень понятных слов. Может, оттого и обиходных, что не очень понятных. Оставив в стороне предположения о происхождении этого слова, позволю себе растолковать его как «дискомфорт, оторванность от собственного постоянного места». Но, чтоб было понятней, адресую вас к заметкам Леонида Кациса о замечательном художнике Ефиме Ладыженском (с. 107). Его работа у нас на обложке. В рассуждениях Кациса проскальзывает несколько жестокое предположение о том, что творческая реализация художника только и возможна в состоянии этой самой неприкаянности.

И Матвей Ганапольский размышляет (с. 47) об особенностях оторванности от места. Уже не неприкаянность, а почти ее противоположность – виртуальность. В первом случае – я нигде, во втором – я везде. В первом – кто я? во втором – я более чем кто... Второй случай, по Ганапольскому, куда опасней.

Мудрецы древности, предполагает Аркадий Ковельман (с. 41), не бросали якорь ни в пространстве, ни во времени: библейское «хорошо весьма» оборачивается «хороша смерть». Ковельмана пугает, рабби Меира – вроде бы нет.

Современный мудрец, раввин Штейн­зальц, по меньшей мере для себя, раздвигает любые границы (с. 49) – и получает иудей­ский раввин благословение настоятельницы женского монастыря в Рио.

Диалог раввина с монахиней, насколько мне известно, глобальных последствий не имел. В отличие от диалога мудреца с хазарским царем (с. 69).

Есть в еврейских классических разговорах одна особенность, на мой взгляд. Это всегда немного разговор с самим собой. Валерий Дымшиц, открывая цикл материалов о поэтах, писавших на идише (с. 36), подчеркивает, что отличительной чертой этого пласта еврейской и мировой литературы было осознание того, что «их единственными читателями были они сами».

Но от отвлеченной неприкаянности до безразличия один шаг. Борису Клину не нравится (с. 45) безразличие современного российского общества.

А вот героев скандального исследования Якова Рабкина (с. 23) в безразличии не обвинишь!

Кстати, неспокойный человек обычно не боится круто менять и собственные убеждения. Показателен пример пламенного друга СССР и злобного антисоветчика Говарда Фаста (с. 50). Несколько любопытных рассуждений на ту же тему можно отыскать и в ответах собеседников Афанасия Мамедова (с. 56).

В спорах, как известно, рождается истина. Но не только она. Главный раввин России призывает (с. 7) в пылу спора не забывать о том, что слово материально.

В общем, этот выпуск нашего журнала все время возвращается к идее диалога – с самим собой, с миром и со временем. «Лехаим» тоже ведет постоянный разговор со своими читателями. Для нас очень важно слышать своих собеседников. Ждем ваших писем.

Борух Горин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.