[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2009 АВ 5769 – 8(208)

 

О цдаке и наших евреях

Мне много лет, я получаю от «Джойнта» продуктовый набор и лекарства как пенсионер и еврей. Но получая, каждый раз думаю: а за что? Существует крайне порочный замкнутый круг. Советская власть уничтожила еврейское самосознание, превратила нас и наших детей в униженных и оскорбленных. Чтобы выжить, приходилось ассимилироваться, брать чужие фамилии и скрывать, что ты еврей. В настоящее время открываются синагоги, школы, заработали общины… Еврею – за то, что он еврей, – дают продуктовые наборы и лекарства. И люди превратились в «халявщиков». Никто не задумается, что на это идут деньги других евреев. Я не буду говорить за всю Россию, но утверждаю, что бо́льшая часть евреев-пенсионеров во Владивостоке далеко не бедные. Имеют квартиры, дачи, многие подрабатывают, однако скрывают это. Большинство живут семейно и имеют общий бюджет. А у «одиноко проживающих» есть дети, которые помогают – и обязаны помогать – родителям. И лишь очень небольшой процент действительно больных и одиноких нуждаются в помощи. Но что получается? Еврей-пенсионер вспоминает свое еврейство только тогда, когда нужно что-то от кого-то получить. А дети и внуки евреями себя так и не осознают, стесняются пока что. Но когда идет выдача пайков, «стеснительные» дети приезжают на машинах и без зазрения совести забирают пайки. На этой, так сказать, «благотворительности» вырос целый штат чиновников от «Джойнта», с постоянными заработками, командировками и отпусками. Тем не менее на местах грубят, унижают, говорят: «Скажите спасибо, что получаете, и молчите себе в тряпочку». Из боязни потерять, в сущности, не необходимую помощь люди превращаются в молчаливое, покорное стадо, которым можно управлять как вздумается. Я тоже из них, получаю и не могу отказаться – не потому, что этот продпаек мне жизненно необходим, а потому, что мой выход из стада ничего не изменит. Предлагаю изменить ситуацию в корне. Благотворительность должна осуществляться на местах. Евреи по духу, а не по паспорту должны помогать ближнему. Уверен, многие меня поддержат. Штат чиновников необходимо сократить, деньги пустить на открытие еврейских школ и образование еврейских детей. У нас в городе в настоящий момент пустует большая синагога, вот где можно разместить благотворительные программы, а то туда идут только чтобы на шабат потусоваться, выпить и закусить на халяву. И зачем «Джойнту» платить такие деньги за аренду помещения, если есть пустая синагога?.. Почему я обращаюсь не в «Джойнт», а к вам в журнал? Потому что в «Джойнте» чиновники заинтересованы в количестве нуждающихся. Отбор идет по условному прожиточному минимуму. Но пенсионные справки не отражают действительной картины. Многие пенсионеры-инвалиды получают добавку к пенсии, бесплатные лекарства от Пенсионного фонда, но в справках это никак не отражено. Поймите меня правильно, я вовсе не желаю лишать пенсионеров помощи, я сам из них. Но если не искоренить «халяву», то кризис в умах евреев не кончится. Тревожно за молодых. Хорошо было бы на страницах вашего журнала поговорить о том, что такое цдака в современном мире, в условиях нашего времени.

Пенсионер,

Владивосток

 

Вы читали? Моисей Наппельбаум: фото-граф. Беседу ведет Афанасий Мамедов // 2009, № 6

Реакция. В опубликованном интервью о фотографе М.С. Наппельбауме в один из подзаголовков вынесены слова его внука о праздновании дней рождения деда: «Эренбург уходил, и приходил на его роль Михоэлс». Эта нарочитая фраза может создать у читателей ложное представление о характере взаимоотношений знаменитых деятелей Еврейского антифашистского комитета. Ида Моисеевна Наппельбаум подарила мне в свое время фотографию празднования 75‑летия ее отца. На этом снимке юбиляр запечатлен в окружении многочисленных гостей, среди которых легко узнать его дочерей, писателя Бергельсона и стоящих рядом Эренбурга и Михоэлса. К слову сказать, занимаясь 50 лет биографией Эренбурга, никогда не встречал упоминаний о его участии в иных празднованиях наппельбаумовских дней рождения. Что касается актера Михоэлса, то вполне возможно, что он и появлялся у Наппельбаума поздно, после спектакля.

Б. Фрезинский,

Петербург

 

Вы читали? Лев Усыскин: Человеку полезно побывать в меньшинстве. Беседу ведет Михаил Эдельштейн // 2009, № 6

Реакция. Хотелось бы чуть поспорить со Львом Усыскиным. То, что «национальная культура не бывает моноэтничной», – кто бы сомневался, обеими руками. А вот то, что главным достоинством русской культуры является тот факт, что она «легко инкорпорирует в себя все, что видит вокруг», тут позвольте усомниться, не думаю, что такая всеядность – ее достоинство. Это говорит или о зарождении новой культуры, или о новом витке старой мировой культуры. В литературе после 90‑х если и происходило что-то значительное, то оно было связано как раз с той эпохой – 20‑ми годами ХХ века, – о которой говорит Усыскин. То есть с тем, что было инкорпорировано раньше. Инородные заимствования последних лет привели нашу литературу к трэшу. Иными словами, сколько бы ты ни засевал мексиканскими кактусами берег Москва-реки, путного ничего не выйдет, да и с «тамарисковым дыханием полей» тоже сложно.

И. Штокман,

Петербург

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.