[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2009 АВ 5769 – 8(208)
И тогда политика займется тобой
Борис Клин
И я восклицал: «Тираны!»
И я прославлял свободу,
Под пламенные тирады
Мы пили вино, как воду
<...>
И все так же, не проще,
Век наш пробует нас –
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь,
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь
В тот назначенный час?!
А. Галич
Всякий раз, когда вижу в новостях демонстрации американских и европейских евреев в поддержку Израиля, удивляюсь: почему ничего похожего не происходит в Москве? Ни войны, ни теракты, ни участие российского руководства в процессе так называемого «ближневосточного урегулирования» не вызывают ни малейшей публично выраженной реакции российских евреев. Вопрос совсем не праздный. Отношение к судьбе Израиля, к сионизму для евреев, где бы они ни жили, своего рода признак национальной идентичности. Для остальных – своего рода тест на антисемитизм.
И то и другое вытекает из естественного права народа на самоопределение и безопасность. Безразличие к такому праву народа означает для его представителей полную утрату какой-либо связи с ним. Что еврейского остается в еврее, кроме записи в свидетельстве о рождении и характерной внешности, если ему наплевать, когда арабы убивают его соплеменников, а очередной бесноватый фюрер грозит им ядерным Холокостом?
Но в частных разговорах евреи как раз охотно и даже весьма эмоционально выражают свое беспокойство происходящим на Ближнем Востоке. Особенно теперь, когда у многих в Израиле родственники и друзья. В таких беседах звучит резкое недовольство дружескими объятиями российских политиков с президентом Ирана Ахмадинеджадом, лидерами «Хамас» и «Хизбаллы». Но возмущаться, сидя «за рюмкой чая», – одно, а выйти на площадь – совсем другое.
Так отчего же не выходят? Должно же быть какое-то объяснение. Самое простое, лежащее на поверхности, – страх. Вдруг обвинят в лояльности иностранному государству? Такие претензии к Федерации еврейских общин России уже высказывал известный своими скандальными заявлениями сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов. Сам он, кстати, организовывает в Москве митинги в поддержку палестинцев, и его совсем не смущает то, что его тоже можно упрекнуть в поддержке неких зарубежных центров. Муфтий на этот счет явно не переживает. Да и представители других диаспор тоже.
Ведь существование диаспор нельзя назвать явлением исключительно еврейским. Помощь диаспор своим соплеменникам давно стала нормой. Собирают деньги, проводят демонстрации, лоббируют интересы своих земляков. Важно лишь действовать в рамках закона. Есть русские диаспоры в Европе. И я с большим удовольствием наблюдал по ТВ, как в европейских странах русские во время второй чеченской войны вышли в пикеты, чтобы поддержать Россию в борьбе с террористами. Это было правильно и хорошо, европейские правительства увидели, что безумную критику России в их странах разделяют не все. Так и должно поступать. И все так делают. Армяне стараются оказать влияние на политику своих правительств в интересах Армении. Арабы не стесняются поддерживать своих, проводя многочисленные шествия.
Так что оснований бояться нет. Антисемиты все равно обвинят евреев в чем угодно, хоть в поддержке иностранного государства, хоть в поедании чужих младенцев и вампиризме. Это не повод отказаться от помощи своим. И еще нужно отдавать себе отчет в том, что противники Израиля – просто антисемиты. Причем зачастую их антиизраильская, антисионистская риторика предназначена для внутреннего употребления и служит лишь юридической маскировкой. Ведь лишь единицы прямо и во всеуслышание называют себя антисемитами. Большинство же предпочитают говорить, что ведут борьбу против «израильской военщины» и сионистов. Они даже судятся с газетами, в которых их называют антисемитами. И глумливо рассказывают судьям, что древние шумеры тоже были семитами и к шумерам никаких претензий не имеют. А суды эти объяснения принимают…
Но мне кажется, останавливает евреев от публичных выступлений не равнодушие и не страх. Митинги в России стали занятием непопулярным.
Сегодня вообще трудно себе представить, что может вывести людей на улицу, вызвать протест. Вот простой пример. Госдума принимает поправку в Уголовный кодекс, согласно которой за ненадлежащее воспитание детей педагогов и родителей можно будет сажать на три года. При этом четко разработанного юридического понятия «ненадлежащего воспитания» не существует. Известный юрист Михаил Барщевский дал на этот законопроект крайне негативный отзыв.
Выступили против и религиозные организации. Помощник главного раввина Берла Лазара Андрей Глоцер указал на опасность произвола правоохранительных органов. Известный православный священник отец Димитрий Смирнов в интервью газете «Известия» прямо назвал законопроект «сатанинским». Недовольство выразили исламские лидеры, и даже представитель буддистов Санжей-лама, крайне редко высказывающийся о законотворческом процессе, тоже оказался в числе несогласных. Об этой опасной затее говорили и на телевидении, и на радио. Ну и какова была реакция общества? Ни евреи, ни православные, ни мусульмане, ни буддисты протестовать, устраивать пикеты и митинги не стали. Неужели людям безразлично, что из-за случайного синяка у ребенка они могут оказаться в тюрьме, а их дети – в детских домах?! В такое трудно поверить. А может, они уверены в своей безопасности, что за ними не придут? Маловероятно. Это ведь в нашей стране говорят: «От тюрьмы и сумы не зарекайся». Но факт: россияне не захотели бороться с прямой и явной угрозой своим собственным семьям.
Мне кажется, объяснение такому поведению много лет назад дал писатель Эфраим Севелла в книге «Остановите самолет, я слезу»: «Послушайте меня, дорогой мой, из такой уютной пуховой постельки, от этих слабых ручек, что обвились вокруг твоей трудовой шеи, разве потянет вас на холод и ветер, чтобы шагать, толкаясь, в уличных шествиях и схлопотать от властей по шее только потому, что у тебя зуд в заднице и тянет погорлопанить всенародно? Это занятие для гимназистов-двоечников и студентов с длинными патлами. Волос длинный – ум короткий». Этим можно себя и утешать, как делал герой Севеллы: «Ну скажите мне откровенно: в том же Израиле или в Америке люди рвутся на демонстрации, мешают уличному движению, публично скандалят – ну и что же они за это получают? Думаете, чего-нибудь добиваются? Шиш. Только охрипнут, потеряют время и очень довольные, что воспользовались свободой, расходятся по домам. А правительство остается на своем месте и ноль внимания на их вопли, только посмеивается в кулачок. Потому что министров назначают не уличные демонстранты и снимают их тоже не они. Как в СССР, так и во всем мире, совсем другие людишки в эту игру играют».
На самом деле как раз добиваются. И снимают не только министров, но и президентов. Удивительнее всего, что даже российское телевидение дает нам примеры из российской же современной действительности, когда активность граждан дает эффект. Оказывается, жителям маленького городка Пикалево, лишенным зарплаты и горячей воды, достаточно оказалось выйти на площадь, чтобы и то и другое появилось. Аналогичный случай произошел недавно и на Дальнем Востоке, на вольфрамовом руднике. Но это единичные случаи. А ведь совсем недавно все было иначе. Вспомните конец 80‑х и начало 90‑х. Август 1991 года, наконец! Где же все эти замечательные люди с горящими глазами?
Построение демократического государства – долгий, трудный процесс. Это марафонский забег. Но общество быстро выдохлось. Всем хотелось как в сказке: свергли коммунистов, и, перефразируя Маяковского, чтобы «бежал трамвай» уже при капитализме. Но исход из дома рабства оказался тяжелым процессом. Свобода требует усилий. В гениальном кинофильме «Семнадцать мгновений весны» генерал вермахта пророчески говорит Штирлицу: «Чем больше мы имеем свобод, тем скорее нам хочется СС, тайной полиции, концлагерей, всеобщего страха! Только тогда мы чувствуем себя спокойными, не нужно отстаивать своей точки зрения на судьбы родины, никакой ответственности, только подними руку в честь того, кто этим занимается за тебя… Никаких волнений».
Но правда заключается в том, что жить не волнуясь не получится. Если ты не занимаешься политикой, то она займется тобой.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.