[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2009 АВ 5769 – 8(208)
Начало еврейской общины в Петербурге
Давид Фейнберг
На исходе XIX века в столице Российской империи, по официальным данным, постоянно проживало около 17 тыс. евреев. Это была хорошо организованная община с развитой системой внутреннего самоуправления, в распоряжении которой находились различные институты благотворительности, еврейского образования и религиозного культа. Лидеры общины – банкиры, предприниматели и юристы, представители еврейской экономической элиты и интеллигенции – зачастую брали на себя роль представителей интересов российского еврейства в целом и в качестве таковых признавались не только широкими кругами еврейского населения черты оседлости, но и центральной властью. Зримым воплощением высокого статуса еврейской общины Петербурга служила великолепная Хоральная синагога, открывшая свои двери для молящихся в 1893 году.
Однако для того, чтобы добиться такого положения вещей, евреям столицы пришлось пройти через тяжелые испытания. Несмотря на то что первые еврейские жители появились в Петербурге уже в первые годы после его основания, постоянное проживание евреев в столице (как и в других областях за пределами черты оседлости) было запрещено. Задержавшиеся в городе евреи зачастую становились жертвами репрессий и преследований, особенно ужесточившихся в годы царствования Николая I. Эта ситуация начала понемногу меняться в эпоху Александра II, когда некоторые продуктивные (с точки зрения властей) группы евреев (купцы первой гильдии, обладатели дипломов о высшем образовании, а затем и ремесленники) получили права оседлости во внутренних губерниях страны, а значит, и в ее столице. Однако для того, чтобы удовлетворить социальные и религиозные потребности растущего еврейского населения Петербурга, необходимо было создать практически с нуля основные общинные институты и добиться от властей их признания. Эта задача рассматривалась лидерами петербургского еврейства как составная часть их общей деятельности, направленной на нормализацию правового положения евреев в Российской империи.
О том, как созидалась столичная община в 60-х и 70-х годах XIX века, рассказывает в своих воспоминаниях непосредственный участник этих событий Давид Фейнберг. Уроженец Ковно (Каунаса) Давид Фадеевич Фейнберг (1840–1916) поселяется в Петербурге в 1863 году, чтобы учиться здесь в университете. К этому времени он успел получить традиционное образование в хедере, дополнить его изучением общих предметов у частных учителей (в том числе и у знаменитого ивритского писателя Авраама Мапу) и проработать несколько лет на Варшавской железной дороге. Проучившись несколько курсов на юридическом факультете Петербургского университета (который он так и не окончил), Фейнберг увлекается общественной деятельностью в рамках еврейской общины. Он завязывает связи с влиятельными представителями столичного еврейства и высокопоставленными чиновниками и становится инициатором целого ряда общественных проектов, направленных на преобразование еврейской общины в Петербурге по западноевропейскому образцу. В 1870 году он становится секретарем правления общины, а в 1891 году занимает пост главного секретаря Центрального комитета Еврейского колонизационного общества в Петербурге.
Фрагменты воспоминаний Фейнберга, написанных им в последние годы жизни, публикуются по фотокопии авторской рукописи, хранящейся в Центральном архиве истории евреев в Иерусалиме.
Петербургская Хоральная синагога
Идея о создании в столице интеллигентного центра, откуда бы распространялся свет на всех евреев провинции, сделался заветной мечтой моей жизни. Но для этого необходимо было создать общину, и основой общины является синагога и кладбище. Нельзя не заметить, что в это время распространился слух, что Александр II посетил синагогу в Берлине и что, будто бы, он высказал желание иметь такую в Петербурге. Но как бы то ни было, создать в столице России, имеющей не менее шести миллионов евреев, открытый храм было в одно и то же время великим приобретением в смысле ознакомления нееврейского населения с нашим культом и воспитания еврейской молодежи на почве юдаизма. Христиане должны научиться нас не чуждаться, евреи должны научиться своей религией и принадлежностью к этой религии не стесняться. Для этого храм с современным Б-гослужением служит прекрасной школой. Моя пропаганда и, в особенности, мое беззаветное и бескорыстное увлечение подействовали на лучшую часть еврейского населения столицы, и в одном из частных совещаний меня просили организовать молельню на предстоящие Рош а-Шана и Йом Кипур. Я ухватился за эту мысль, так как смотрел на эту затею как на начало будущего храма. Помещение было найдено против Александровского рынка на третьем этаже в доме Пальгунова с оплатой в 1200 руб. в год, и, что касается кантора и хора, то благодаря счастливой случайности это дело было устроено как нельзя лучше. В консерватории учился тогда Гольдштейн[1], румынский выходец, который, будучи мальчиком, объехал всю Россию, давая концерты литургического характера. Я его попросил образовать хор и он таковой создал в самом превосходном виде. Составилось временное управление из трех лиц: Варшавского[2], Волкенштейна и меня. Само собой разумеется, что я был душою дела. Пошли мытарства по получению разрешения. Ввиду близости Рош а-Шана мы решились в видах ускорения получения разрешения просить бывшего тогда обер-полицмейстера Трепова разрешить открыть на предстоящие лишь праздники молельню, что, обыкновенно, без особых затруднений всегда давали. За три дня до Рош а-Шана, когда все было готово и циркулярные письма всем членам общества о снабжении себя местами разосланы, получен был отказ, мотивируя тем, что уже довольно молелен разрешено евреям. Мы телеграммой просили министра внутренних дел Тимашева, находившегося в провинции, телеграфно нам разрешить, и до получения оного решено было все-таки открыть, только при сдаче мест предупреждать, что разрешения еще нет, и что, если нельзя будет открыть, то деньги возвратят обратно. Многие ответили, что они в таком случае готовы участвовать в затратах, которые будут понесены для устройства этого дела. [На] Рош а-Шана молельня была полна самой лучшей публики, за исключением некоторых наиболее видных членов общины, не решавшихся молиться в нелегальной молельне. Б-гослужение при чудном канторе и хоре очаровало всех. <...> Слава о нашей молельне быстро разнеслась среди евреев столицы, и даже печать заговорила о том, что во вновь открытой еврейской молельне хор певчих образцовый.Ответ от министра последовал накануне Йом Кипура, и, к сожалению, отрицательный. Я, долго не думая, положил этот ответ в карман и никому, даже Варшавскому и Волкенштейну, об этом ни слова не сказал. Канун и весь день Йом Кипура я стоял у дверей под предлогом наблюдения за порядком, но, в сущности, караулил, чтобы полиция, если придет, не вошла вовнутрь молельни и этим не произвела паники. Я твердо решил выставить себя единственным ответстственным лицом, но прихожане молельни во время молитвы отнюдь не должны быть обеспокоены. Оказалось,что никакой полиции не было и все прошло как нельзя лучше. <...>
После всех праздников приехал в Петербург барон Гораций Гинцбург.
Я просил его в субботу прийти и послушать хор. Он был и сказал при этом: «Вот
что мой отец всегда хотел видеть в Петербурге»[3]. Я его просил созвать совещание именитых людей
для составления ходатайства на Высочайшее имя и просить разрешения построить
храм и впредь до устройства оного разрешить временную молельню. Собрание
состоялось в ноябре
Теперь перейду к делам Петербургской общины, как они обстояли в эту эпоху.
До
Первое правление состояло из барона Г.О. Гинцбурга, А.М. Варшавского, Л. Розенталя[7], В.В. Блоха, И.А. Коробкова, присяжн[ого] повер[енного] Е.Б. Банка, д-ра Зейберлинга, М.П. Фридланда, д-ра Эдельберга и других. Я же принял на себя, конечно безвозмездно, роль секретаря. Для Правления было нанято приличное помещение близ Казанского моста по Мойке.
Г. Гинцбург
Первым делом нового Правления было выяснение претензий разных лиц к старым заправилам. <...> Вторым делом было упорядочить кладбищенское дело. Это дело было в руках отставных солдат Николаевского времени. Это дело велось так, как не ведется в самых жалких захолустьях провинции. Собственно, кладбища, в настоящем смысле этого слова, не было. Арендовали клочок земли близ немецкого кладбища, выстроили маленькую деревянную хатку для сторожа – и все. Дороги к этой земле не было, зимою туда на санях попадали через поля, и, так как там были ухабы и всякие провалы, то опрокидывали покойника не один раз, пока добирались до места вечного покоя. Летом доставляли через немецкое кладбище, и, так как дорожки на кладбищах вообще узкие, то, встречаясь по этим дорожкам с христианскими похоронами, приходилось ждать, иногда долго, пока не очистилась дорожка. Почва на так называемом еврейском кладбище была такова, что на аршин глубины уже была вода, так что прямо зарывали в помойной яме. <...>
Третьим делом было озаботиться о сиротах, которых было много и без
приюта. К этому времени пресловутый Брафман[8], автор «Книги кагала», организовал общество для
призрения еврейских сирот. Несчастные туда поступали, не подозревая, что их
готовят к крещению. Я предложил Правлению выбрать Дамский комитет для
учреждения и заведования Сиротским Домом, и таковой Комитет был выбран в
Дом в Петербурге, где находились еврейская народная столовая и миква
<...> Правление официально открылось 1-го апреля
Интерьер Петербургской Хоральной синагоги
Подготовка текста,
примечания
и предисловие Ильи Левикова
Окончание следует
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1] Эдуард Юльевич Гольдштейн (1851–1887) – пианист, дирижер и композитор. В 1872 году закончил Лейпцигскую консерваторию, с 1877 года – профессор Санкт-Петербургской консерватории.
[2] Абрам Моисеевич Варшавский (1821–1888) – железнодорожный концессионер, общественный деятель и филантроп; член комитета Общества для распространения просвещения между евреями в России.
[3] Гораций (Нафтали Герц) Осипович Гинцбург (1833–1909) – видный петербургский банкир, меценат и общественный деятель. Возглавлял и финансировал Общество для распространения просвещения между евреями России (ОПЕ), занимал пост председателя Центрального комитета Еврейского колонизационного общества в России. Ведал финансами великого герцога Гессен-Дармштадтского, который назначил его своим генеральным консулом в России и пожаловал титул барона. Интенсивная деятельность Горация Гинцбурга, направленная на улучшение правового статуса евреев и развитие еврейской культуры, снискала ему огромный авторитет в самых разных кругах российского еврейства.
Евзель Гавриилович Гинцбург (1812 –1878) – отец Горация Гинцбурга, финансист и предприниматель. В 1859 году основал в Петербурге один из крупнейших в России банков и внес значительный вклад в развитие кредитного финансирования в России. В 1863 году учредил всероссийскую организацию ОПЕ, которая должна была способствовать интеграции евреев в российское общество.
[4] Авраам Нейман (1809–1875) – раввин, получил образование в ешиве в Фюрте и в Вюрцбургском университете. С 1843 года служил проповедником и директором еврейского училища в Риге. В 1850 году был назначен чиновником особых поручений по еврейским делам при прибалтийском генерал-губернаторе. В 1854 году занял пост рижского раввина, а в 1863 году был приглашен на пост раввина в Петербурге.
[5] Габай – должностное лицо в еврейской традиционной общине.
[6] Коробочный сбор – косвенный налог, вводившийся в еврейских общинах для общественных нужд.
[7] Леон (Йеуда-Лейб) Моисеевич Розенталь (1817– 1887) – финансист, общественный деятель и поборник еврейского просвещения. Жил в Вильно и Брест-Литовске. В 1850-х годах поселяется в Петербурге и становится компаньоном банкирского дома Гинцбургов. Розенталь принимал активное участие в создании ОПЕ и занимал пост казначея этого общества.
[8] Яков Александрович Брафман (1825–1879) публицист и общественный деятель еврейского происхождения. В возрасте 34 лет принял православие, служил цензором книг на иврите и идише. В своих сочинениях (самым известным из которых является «Книга кагала», 1869 год) развивал антисемитские идеи всемирного кагала и международного еврейского заговора.
[9] Самуил Соломонович Поляков (1837–1888) – крупный железнодорожный магнат, банкир, филантроп. За свою широкомасштабную экономическую и благотворительную деятельность был удостоен потомственного дворянства и чина тайного советника. Основатель Общества ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России.
[10] Задающий тон (нем.).
[11] Сэр Мозес Монтефиоре (1784–1885) – британский финансист, общественный деятель и филантроп. Изак Адольф Кремье (1796–1880)– юрист и государственный деятель, один из руководителей французского еврейства. В 1863–1880 годах возглавлял международную организацию Alliance Israélite Universelle (Всемирный еврейский союз). Сэр Фрэнсис Голдсмид (1808–1878) – писатель, общественный и политический деятель. Вице-президент Англо-Еврейского общества. С 1860 года состоял членом палаты общин. Фейнберг встречался с этими лидерами западноевропейского еврейства во время своей поездки в Европу незадолго до описываемых событий.
[12] Ипполит Андреевич (Гуне-Нунсен) Вавельберг (1843–1901) – один из крупнейших банкиров и филантропов Царства Польского. Переехал в Петербург в 1869 году, но продолжал заниматься активной благотворительной деятельностью в Польше.