[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2009 ТАМУЗ 5769 – 7(207)
МИРОВОЙ КРИЗИС И ЕГО ПРИЧИНЫ
Эльханан-Бунем Вассерман
На наших глазах быстро развивается новый экономический кризис, захватывая одну страну за другой. Нечто подобное уже было в мире: в 1929 году – так же, как и теперь, – в США начался мировой экономический кризис, стремительно распространившийся по всем европейским странам. Из-за него множество людей потеряли сбережения, обнищали, миллионы рабочих лишились работы и остались практически без средств к существованию. Но нынешний кризис может быть гораздо опаснее, так как экономическое благосостояние подавляющего количества стран зависит сейчас от экономики США значительно больше, чем прежде.
Как должен еврей – и нееврей – смотреть на новое бедствие, грозящее всему миру? Верящему в Провидение следует понять: ничто не происходит в мире случайно, первопричина и главный фактор всего – воля Творца. Рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов учил: из всего, что видит и слышит еврей, он обязан извлекать урок для своего служения Всевышнему.
Какой же урок можно извлечь из нынешнего экономического положения? Это объясняет рабби Э.-Б. Вассерман в своей статье о первом мировом кризисе, вскрывая его духовные причины и делая выводы, которые необходимо принять к сведению всем сынам еврейского народа.
«Вот, наказаны мы...»
Так что же актуальнее сегодня, чем великий кризис, ударивший по всему миру? Все ищут самые разнообразные средства для того, чтобы устоять перед кризисом, и строят самые разнообразные планы выхода из него, но все тщетно. Попытаемся и мы поразмыслить об этом кризисе и его причинах – однако в соответствии с воззрением Торы, ибо она, как основополагающее учение о сотворении мира, объемлет все, что в нем происходит.
Для человека естественно приписывать своим заслугам все, чего он достиг: богатство, славу и пр. Он считает, что обязан этим своим способностям. Как говорит Тора: «…сила моя, крепость моей руки добыли мне все это добро» (Дварим, 8:17). Напротив, когда человека постигает беда, когда дела его катятся под уклон, он, падая с достигнутой им высоты, ищет причину в поступках других людей и во внешних обстоятельствах.
Именно это мы сейчас наблюдаем в мире. Очень многие убеждены, что постигшее их бедствие вызвано только внешними причинами, от них не зависящими, и в своих бедах и страданиях обвиняют других. Однако Тора придерживается на этот счет совсем иного мнения: человек должен искать в себе источник всех происходящих с ним неприятностей. Такой взгляд отражают слова сынов Яакова, оказавшихся в Египте перед лицом грозной опасности из-за преследований «второго в царстве» – не узнанного ими Йосефа. Они тотчас признали: «Вот, наказаны мы!..» (Берешит, 42:21). Они знали: причина того, что происходит с ними, не злобный характер «второго в царстве» и не что-то иное – нет, они сами навлекли на себя эту беду. Они понимали, что эта беда – не случайное стечение обстоятельств. Поэтому без колебаний воскликнули: «Что это Б‑г сделал нам?!» (Берешит, 42:21) – ибо не сомневались, что только Всевышний устанавливает причины всех событий.
Мировой кризис – не следствие каких-то причин, а причина очевидных для нас следствий
«Дистанция огромного размера» пролегает между двумя указанными выше подходами. Не находя истинной причины, беду соотносят с причиной предполагаемой и ищут средства для ее устранения. Однако мы видим, что на практике это ничуть не помогает.
«Множество посланцев у Вездесущего» (Раши к Шмот, 16:32). Если Всевышний намерен осложнить жизнь людей новыми проблемами и ставит перед ними новые препятствия, у Него достаточно средств сделать это. Если на Небесах решают, что на земле должен разразиться экономический кризис, то вовсе не земные причины вызывают его, а только Небесный вердикт. Именно им сформированы всевозможные земные причины и их развитие в определенном направлении. Люди же в своем ослеплении принимают эти причины за факторы бедствия, не желая понять, что на самом-то деле они – следствия кризиса, уже созданного на Небесах.
Но: «Будет ли похваляться топор перед тем, кто им рубит?..» (Йешаяу, 10:15).
Нужно искать истинную причину кризиса
Самое главное – понять суть события и поставить ситуацию, возникшую на земле, в зависимость от причины, по которой на Небесах решили изменить положение, до сих пор царившее в мире, и осознать, что фактор, вызвавший эту причину, – наше неправильное поведение, наши неверные поступки. И мы обязаны приложить все усилия к тому, чтобы исправиться.
То есть мы не имеем права бездумно следовать за теми, кто выдвигает мнимые, искусственные причины постигших нас бед. Нам надлежит широко раскрыть глаза и увидеть, откуда надвинулась туча, омрачившая мир.
«Квинтэссенция» кризиса – отсутствие доверия одних людей к другим
Для начала следует углубиться в земной смысл кризиса: увидеть, в чем его суть. Прежде чем назначить лекарство, необходимо поставить правильный диагноз.
Мир считает, что суть кризиса – катастрофический недостаток денег. Все – и отдельные люди, и общество в целом, и правительства разных стран – сейчас страдают от бедности. Однако стоит только вглядеться получше, и станет ясно, что этот поверхностный вывод не соответствует действительности. Конечно, в принципе, может возникнуть ситуация, при которой какой-то отдельный человек обнищает; иногда это происходит и с целым городом, и даже со всей страной – если по каким-то причинам нарушается правильный кругооборот денежных средств, и они устремляются в какое-то другое место. Однако не может быть, чтобы весь мир обнищал! Ведь деньги не исчезли, удалившись в какой-то другой мир, и уничтожены тоже не были: они – здесь, но где именно?
Ответ на этот вопрос чрезвычайно прост. Львиная доля денежных запасов находится в руках отдельных миллионеров и в казне стран – но без движения. У людей исчезло доверие друг к другу, никто не соглашается предоставить другому кредит и тем самым обеспечить возможность продолжения торговли и ведения бизнеса. Экономический фундамент мира – это финансовый кругооборот: деньги должны переходить из рук в руки, через тысячи рук, чтобы осуществлялись торговые операции, брались и выплачивались займы и т. п. «…Мир строится на доброте…» (Теилим, 89:3), а «почему деньги называются зузами? Потому что они двигаются (зазим) от одного человека к другому» (Бемидбар раба, 22:7). Сила денег – именно в их движении. Когда «замораживают» огромные капиталы и боятся передать их в другие руки, они не приносят никому никакой пользы – в том числе и своему хозяину. Ведь деньги невозможно употреблять в пищу, в них нельзя одеваться; лишь переходя в другие руки, деньги выявляют свою ценность. Это – азбука экономической науки, но тут кроется и тайна всеобщей бедности, постигшей ныне мир.
В чем же причина кризиса доверия?
Причина кризиса – вовсе не недостаток денег, но недостаток доверия одних людей к другим, нехватка веры. Сразу напрашивается вопрос: почему в таком случае экономический мир постигла именно эта беда, почему люди перестали верить друг другу?
Когда у народа Израиля были пророки, они всегда заранее предсказывали, какое наказание придет за каждое нарушение Торы. Однако суть так называемых «наказаний» – вразумление и воспитание. «И познай своим сердцем, что так же, как наказывает человек своего сына, Г‑сподь, Б‑г твой, наказывает тебя» (Дварим, 8:5). Не побои главное, но исправление и улучшение поступков. Основное намерение отца – «…ради того, чтобы услышали (в смысле “поняли”), научились и стали бояться…» (Дварим, 31:12). Однако сегодня, когда нет у нас пророков, причину наказания мы можем понять по самому его характеру. Творец вселенной установил, что наказание должно производиться по принципу «мера за меру»: оно напоминает само преступление, оно – того же рода, что само преступление, и это позволяет нам понять, что именно мы должны исправить.
Потеря веры в Б‑га – исчезновение доверия к людям
При последних поколениях мир погрузился в пучину безбожия, отвергнув веру во Всевышнего и Его Тору. Правда, дурное побуждение к идолопоклонству уничтожено[1], однако теперь вместо него набирает силу йецер безбожия, а он, согласно Торе, куда страшнее. Доказательство этого – факт, что за грех поклонения идолу судят в Сангедрине (Высшем суде Израиля), снимают показания со свидетелей, ищут их и вообще тщательно соблюдают все предписания, касающиеся уголовных преступлений; что же до безбожников и атеистов, то их «опускают, но не поднимают» (Авода зара, 26б)[2]. Как постановил Рамбам («Законы об убийце», 4:6; см. также Шульхан арух, разд. Йоре деа, 158, разд. Хошен мишпат, 425), на каждом человеке лежит долг устранять их из нашего общества, не заботясь о том, есть у них свидетели защиты или нет.
Здесь – ключ к пониманию смысла мирового кризиса. Наказание – того же рода, что и преступление: вы потеряли веру в Творца вселенной и Его Тору, посредством которой Он управляет миром, поэтому вас лишили веры в честность людей и доверия к ним. Теперь смотрите сами: может ли мир управляться безверием?
«Любая кара приходит в мир только ради Израиля» (Йевамот, 63а) и также «ради невежд» (Бава батра, 8а). Бедствие – это не случайное явление, но предостережение и предупреждение Свыше, чтобы мы, евреи, задумались над происходящим и нашли, в чем именно заключается наш недостаток, ставший причиной беды.
Причины безверия
Однако пока еще непонятно: почему ныне мир поражен безверием больше, чем при других поколениях? Но и на этот вопрос мы находим ответ в Торе. Сказано в ней: «…и уйдете с пути, и приметесь служить другим богам…» (Дварим, 11:16) – и поясняет Раши: «Как только человек отходит от Торы, он сразу же пристает к идолопоклонству» – а безбожие, как было сказано, гораздо хуже, чем поклонение идолу.
Йецер ищет возможности отклонить человеческий разум и сердце от труда по изучению Торы. И если ему это удается, то уже намного легче внедрить в душу всевозможные яды – особенно если они рядятся в одежды национализма, социализма и прочие.
Кризис доверия между людьми – следствие недостатка веры в Творца
Итак, главная причина мирового экономического кризиса – бунт людей против Небесной монархии, против власти Небес. Все остальные причины – второстепенны. Кризис вызван не недостатком денег, а недостатком доверия, а кризис веры одного человека в другого – результат недостатка веры в то, что мир управляется одним лишь Творцом.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1] Как рассказано в Талмуде (Сангедрин,
64а), после возвращения из вавилонского изгнания мудрецам Сангедрина удалось овладеть
йецер (дурным побуждением) идолопоклонства и отправить его в вечное заключение.
[2] То есть не спасают их от смертельной
опасности и не упускают возможности способствовать их гибели.