[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2009 СИВАН 5769 – 6(206)

 

ОТ «ЭПИКОЙРЕС» К «ОРТОДОКС»

Алекс Рапопорт

 

Режиссер Игорь Пехович

Голос

2009

Актер и театральный режиссер, исполнитель псалмов и ашкеназского фольклора Игорь Пехович счастливым образом соединяет сценическую деятельность с мастерством кантора. После Щукинского училища он окончил Академию канторского искусства. В спектаклях на еврейскую тему, поставленных Пеховичем, соседствуют сакральные и современные тексты; обогащая друг друга, в этих постановках соперничают две составляющие: театральная и ритуальная.

В течение последних семи лет И. Пехович руководит театральной студией при Московском гуманитарном университете, где ежегодно выпускает премьерный спектакль по пьесе классического репертуара. Его мастер-классы или «театральные лаборатории по системе Грановского–Михоэлса», как сам он их называет, проходят на выездных молодежных семинарах, организованных при участии московских филиалов «Сохнут», «Джойнт» и «Гилель». Несколько его учеников успешно учатся в театральных вузах Москвы.

В конце апреля в Еврейском культурном центре на Большой Никитской прошел поставленный им «Голос». Это спектакль-дуэт, то есть голосов на самом деле два: мужской и женский. Мужской принадлежит актеру И. Пеховичу. Женский голос – Елена Ласковая, актриса театра и кино, телеведущая, доцент кафедры сценической речи Театрального института им. Щукина и преподаватель ВГИКа. В постановке использована ее музыка – стихи из «Песни песней» «Да лобзает он меня лобзаньем уст своих!» Елена поет на собственную мелодию.

Оформление сдержанное, даже минималистское (художник Мария Орлова): шифоновый занавес с нарисованными на нем прозрачными плитами циклопической кладки (Стена Плача?), единственный перед занавесом стул – вся декорация. При этом спектакль чрезвычайно насыщен, даже перенасыщен, текстуально. Герой Пеховича, еврей в черном костюме, он же – вневременной «человек вообще», начинает представление стихами Бродского «Посвящается стулу». Помните: «Материя возникла из борьбы, / как явствуют преданья старины. / Мир создан был для мебели, дабы / создатель мог взглянуть со стороны…»? После этого звучат отрывки из поэмы «Исаак и Авраам», их сменяет хасидское пение и свершение кругов вокруг воображаемой бимы со свитком, обернутым в талит. Русские стихи уступают место синагогальным распевам, звучат песни на идише, еврейские и украинские мелодии, исполняемые a cappella и без слов.

Голос (со строчной буквы) отделенный от своего носителя, он же Голос свыше – самостоятельный и полноправный участник этого действа. Женский голос вторит мужскому из-за занавеса. Так положено в доме учения – женщины должны быть отделены от мужчин. Мужчина доминирует и в синагоге, и на сцене – большую часть времени, пока идет спектакль, герой Пеховича один.

Елена Ласковая выходит, когда начинается монолог из романа Гроссмана «Жизнь и судьба», то место, где мать пишет сыну письмо перед уходом в гетто. В отличие от быстро перемещающегося, жестикулирующего героя с выразительной мимикой, актриса статична, скупа на жесты и фиксирует внимание зала именно голосом с чрезвычайно богатым набором интонаций.

Помимо И. Бродского и В. Гроссмана в спектакле звучат: отрывок из пьесы «Диббук» Ан-ского, статистика Холокоста (число погибших и уцелевших в странах Европы), стихи русскоязычной израильтянки Г. Зингер, хасидский напев «Мипней ма йорэдэт а-нешама» и, как мощный финальный аккорд, старинная молитва «Гинейни мухон умзумон» в канторском исполнении. Продолжительность действия – чуть более часа.

По сути, зрителю предложен обратный отсчет, путешествие по времени, в глубь иудейской традиции и еврейской истории, движение от современного ассимилированного сознания к религиозному самоощущению тех, кто строго соблюдал все 613 запретов Талмуда, от «эпикойрес» к «ортодокс».

Кстати, о движении, сценическом и не только. «Жест – выражение мысли» – вот тезис, характеризующий эту актерскую игру. Современный зритель не видел спектаклей основателя профессионального еврейского театра в России А. Грановского, мало что снято на кино- и фотопленку из спектаклей ученика А. Грановского, руководителя ГОСЕТа С. Михоэлса, но и по тому немногому, что сегодня доступно из их наследия, видно, что поиск И. Пеховича продолжается в направлении, положенном двумя этими режиссерами.

Модерность как отказ от примет времени, от реалистических подробностей и социальной конкретики, стремление к обобщению, к притче, к выразительности на грани гротеска, свойственные театру начала XX века, присутствуют и в спектакле «Голос», успешно идущем в наши дни и впервые поставленном Игорем Пеховичем на рубеже Миллениума.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.