[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2009 СИВАН 5769 – 6(206)
«ПЕРВЫЕ ХАСИДЫ»
Йеуда Векслер
Движение так называемых «первых хасидов» относится к концу XI – первой половине XIII века. Ядром их была семья «сынов Клонимоса» – выходцев из города Лукка в Италии, поселившихся в городах долины Рейна: Шпейере, Майнце и Вормсе. С тех пор эти три города вошли в еврейскую историю как светочи Торы и праведности.
Рабби Йосеф-Шломо Дельмедиго. Гравюра.
Нидерланды.1628 год
Следует сразу же внести уточнение: по отношению к представителям этого движения слово «хасид» имеет несколько иное значение, чем то, которое оно получило пятью веками позже – когда оформилось движение хасидизма Бааль-Шем-Това. Девизом «первых хасидов» были слова Мишны: «Быстрое и тщательное исполнение заповедей приводит к физической чистоте, физическая чистота приводит к чистоте духовной, духовная чистота – к отрешенности от мира сего, та – к святости, святость – к скромности, скромность – к боязни греха, боязнь греха – к благочестию (хасидут), а благочестие приводит к получению духа святости (руах а-кодеш)» (Сота, 9:14) – что уже является ступенью в пророчестве. Следовательно, хасид в этом понимании – тот, кто прошел все предыдущие этапы самосовершенствования и вплотную приблизился к уровню пророка. Значит, с нашей, более поздней точки зрения, «первые хасиды» были настоящими цадиками, совершенными праведниками, а хасидами в нынешнем смысле этого слова они могут называться потому, что их «Ребе» был Сам Всевышний.
Конечно, возможность шагнуть на следующую и последнюю ступень – превратиться в пророка – зависела уже не от них. Хорошо известно, что сам человек, по своему желанию, не в состоянии получить Б‑жественное Откровение. Он может лишь изо всех своих сил стараться заслужить это, но «последнее слово» остается за одним лишь Всевышним: если на то будет Его воля, Он наградит этого человека даром пророчества, если же нет – то нет. Главным средством, с помощью которого «первые хасиды» надеялись заслужить руах а-кодеш, была молитва, но не просто молитва наподобие тех, какие религиозный еврей прочитывает три раза в день, а наполненная каббалистическим смыслом, требующая совершенно особого умонастроения. И конечно, для того, чтобы овладеть секретами такой молитвы, требовались глубокие познания в каббале.
В начале 60‑х годов ХХ века известный израильский исследователь каббалы доктор и раввин Исраэль Вайншток работал в отделе еврейских рукописей Британского музея, изучая собрание рукописей, принадлежавших одному из последних «первых хасидов». Он обратил внимание на частое повторение имени Аарон и в явном виде, и в зашифрованном. Вскоре Вайншток обнаружил, что этот Аарон упоминается в связи с теми самыми событиями, о которых уже известно из большой исторической поэмы «Родословный свиток» рабби Ахимааца, сына Пальтиэля, жившего в Италии в ХI веке. В частности, в поэме рассказывается о некоем Абу-Аароне из Багдада, принесшем из Двуречья («Вавилона») в Италию знания каббалы. Приступив к исследованию в этом направлении, Вайншток сделал потрясающее открытие: собрание рукописей, разбираемое им, – это запись каббалистических тайн, открытых Абу-Аароном семье «сынов Клонимоса» и тщательно сохраняемых ею из поколения в поколение! Более того: на основании определенных намеков в этих рукописях Вайншток пришел к выводу, что Абу-Аарон был коеном, то есть потомком священнослужителей Иерусалимского Храма. И, убежденный в древности каббалы и в том, что ее традиция передавалась непрерывно, исследователь предположил: весьма вероятно знания, которыми владел Абу-Аарон, и есть тайные знания каббалы, передаваемые коенами при условии полной секретности из поколения в поколение. Теперь стало ясно, почему рабби Йеуда-Хасид, один из величайших «первых хасидов» и также один из авторов «Книги хасидов», в других своих книгах упоминает имя Абу-Аарона с величайшим благоговением и величает его «отцом всех тайн». То есть тайн, бывших для «первых хасидов» основой их молитв и основным средством для достижения их цели: получения пророчества, – тайн так называемой «практической каббалы».
* * *
Рабби Йосеф-Шломо Дельмедиго с Крита по прозвищу Врач – видный еврейский ученый и философ ХVII века – сам занимался каббалой и активно отвергал все попытки подвергнуть сомнению ее древность и аутентичность. Именно ему принадлежит разделение каббалы на теоретическую и практическую, как и следующее определение: «Практическая каббала – целенаправленная. Она ставит своей целью исправление мира посредством наших молитв и исполнения заповедей Торы, а вовсе не для того, чтобы, как некоторые полагают, совершать внушающие ужас деяния». А великий каббалист, ученый и поэт ХVIII века рабби Моше-Хаим Луццатто (сокращенно Рамхаль) в своей книге «Путь Г‑спода» с присущей ему лаконичностью формулирует суть практической каббалы. «Знай, – пишет он, обращаясь к читателю, – что Г‑сподь, благословенно Имя Его, – это существование всего сущего как в целом, так и во всех его частностях. Он находится повсюду и открывается повсюду, снабжая каждое создание всем, что необходимо для его существования... И Он установил как непреложный закон, что произнесение Его Имени способно вызвать новый поток Б‑жественной энергии, условно называемой “светом”, который достигает даже материальности нашего мира. Как намекает на это Тора: “…в каждое место, где упомянешь ты Имя Мое, приду Я к тебе и благословлю тебя” (Шмот, 20:21). И в зависимости от того, какое из Имен Г‑спода упоминают – каким именно призывают Его, – изменяется вид влияния, которое оказывает упоминание данного Имени. И оно обязательно порождает следствия, соотнесенные по закону Творца с данным видом влияния. Но высшая мудрость Г‑спода ограничила это определенными ограничениями и обусловила определенными условиями – так что лишь при исполнении их произнесение Имени Г‑спода вызовет определенное влияние, которое произведет определенный эффект; если же нет – то нет».
Какие же это условия? А именно те, которые перечисляет уже процитированная нами Мишна: тщательность в исполнении заповедей, чистота тела и души, отрешенность от всех мирских интересов, святость, скромность, боязнь согрешить и все, что за этим стоит. И наконец, отсутствие даже тени какой-либо корысти. Вот что пишет Рамхаль о занятиях практической каббалой: «Это нельзя разрешить никому, кроме того, кто достиг святости, кто близок к Г‑споду и душой прилепился к Нему, потому что такой человек воспользуется этими знаниями с единственной целью: исполнить волю Всевышнего, в чем она ни состояла бы, чтобы Имя Его освятилось в мире. В противном же случае, даже если желаемое им и свершится – если все прочие условия будут соблюдены как должно, – все равно он будет сурово наказан за свой умысел».
Пример последнего – то, что случилось с учениками уже упомянутого выше рабби Йеуды-Хасида. Они хотели пойти на свадьбу своего товарища в другой город, однако рабби Йеуда предостерег их: окрестности полны вооруженных разбойничьих шаек[1] и дорога очень опасна. Тем не менее они решили идти, при помощи практической каббалы закляв ангелов, чтобы те охраняли их на пути. И действительно, они благополучно дошли до своей цели и так же благополучно вернулись обратно. Но рабби Йеуда встретил их такими словами: «Горе вам, ибо вы потеряли свой удел в грядущем мире! И теперь исправить ваш проступок невозможно никаким средством, кроме одного: вы должны снова пройти по той же дороге, забыв все, чему научились, готовыми быть убитыми». И они снова отправились в путь, и были убиты все до одного...
Рабби Авраам из Кельна. Гравюра.
Италия. 1806 год
* * *
Родословная семьи «сынов Клонимоса» уходит корнями в глубокую древность, и есть сведения о том, что когда-то ее члены пришли в Италию из Вавилона. Поэтому не исключено, что Абу-Аарон прибыл в Лукку не случайно, а с целью встретиться с рабби Моше, родоначальником той ветви этой семьи, которая позже переселилась в долину Рейна. И недаром свои знания каббалы Абу-Аарон передал именно ему: не благодаря этим знаниям семья «сынов Клонимоса» достигла высот праведности и святости, а, напротив, они оказались достойными получить знания этих тайн потому, что были великими святыми и праведниками. Они не раз упоминаются в Тосафот – комментариях к Талмуду – как надежные авторитеты, а в конце трактата Менахот (109б) в Тосафот рассказано, что перед смертью рабейну Клонимос, сын Моше, в пророческом откровении разъяснил несколько мест в Талмуде, особо трудных для понимания. Другой рабейну Клонимос, сын Ицхака, владел многими каббалистическими тайнами, связанными с сокровенным содержанием молитв. Сначала он жил в Майнце, но в 1098 году еврейская община этого города была разгромлена крестоносцами, и рабейну Клонимос, один из немногих, чудом уцелел. Он перебрался в Шпейер, где скончался примерно в 1126 году. Его сын Шмуэль тогда еще был очень молод, и перед смертью рабейну Клонимос передал все рукописи, которыми владел, на хранение своему родственнику, рабби Элиэзеру, чтобы он вручил их Шмуэлю, когда тот подрастет. Рабби Элиэзер свято исполнил это поручение и тем самым восстановил цепочку традиции каббалы, передававшейся в этой семье из поколения в поколение. Этот рабби Шмуэль не только удостоился прозвища Хасид – оно было традиционным в этой семье праведников, – но вошел в историю как рабби Шмуэль-Пророк. То есть со ступени «хасид» он удостоился подняться на самую высокую ступень – «пророк». Рабби Йехиэль Гейлприн в своем историческом труде «Последовательность поколений» рассказывает об алахическом споре двух великих тосафистов: рабейну Тама и рабби Элияу из Парижа, которые для окончательного разрешения своей проблемы обратились к самому Моше-рабейну через посредство рабби Шмуэля-Пророка. Душа Моше-рабейну получила разрешение откликнуться на зов рабби Шмуэля, и это свидетельствует о том, каких высот святости он достиг.
А у рабби Шмуэля были два сына: старший – рабби Авраам – «не отрывал своих уст от учения» Торы, а младший – Йеуда – вел себя так, что вызывал серьезные опасения по поводу того, сохранит ли он вообще верность еврейству. Например, он увлекался стрельбой из лука в обществе неевреев и брал призы на состязаниях, которые евреи считали зазорным посещать даже в качестве зрителей. Однако когда Йеуде исполнилось восемнадцать лет, отец его, рабби Шмуэль-Пророк, заставил сына полностью изменить образ жизни. Как он это сделал – точно не известно, однако, вероятно, не обошлось без применения практической каббалы. Во всяком случае, мы знаем, что Йеуда получил тогда пророческое откровение свыше, и истина открылась ему в такой полноте и ясности, что он не мог не следовать ей. Известны слова рабби Шмуэля, сказанные им первенцу, рабби Аврааму: «Сын мой, момент благоприятствует твоему брату Йеуде. Знай, ты будешь возглавлять ешиву все дни твоей жизни, однако твой брат Йеуда познает все на небесах вверху и на земле внизу – ничто не утаится от него! И он станет “Бааль-Шем”».
Этот титул сразу напоминает нам об основателе современного хасидизма – рабби Исраэле по прозвищу Бааль-Шем-Тов. Обычно его переводят как «обладатель доброго имени», однако в нем скрыт и другой, более глубокий смысл. Он раскрывается в приведенных словах рабби Шмуэля-Пророка: «Бааль-Шем – это тот, кто “познал все на небесах вверху и на земле внизу”». И действительно, есть множество рассказов про рабби Исраэля Бааль-Шем-Това, из которых следует, что от него «ничто не могло утаиться». И сам он говорил: «Когда я раскрываю Зоар, я вижу всю вселенную из конца в конец». Иначе говоря, он был истинным пророком. И в свете этого прозвище Бааль-Шем получает такое значение: «тот, кто владеет тайной Б‑жественного Имени».
Это наилучшим образом согласуется с тем, что фамильное имя вышеуказанной семьи каббалистов имеет то же самое значение: «Клонимос» (правильнее «Калонимос») по-гречески означает: «Прекрасное (или доброе) имя», – то есть именно «Бааль-Шем-Тов», включая все смысловые оттенки этого прозвища!
* * *
В биографиях величайших праведников нередко рассказывается, что вначале они тщательно маскировали свое благочестие и познания в Торе, поэтому подавляющее большинство окружающих о них даже не подозревали. И также о том, что иной раз требовалось в буквальном смысле применить насилие, чтобы заставить их открыться для мира. Так что пусть не обманывает нас тот образ жизни, который рабби Йеуда-Хасид вел до восемнадцати лет!
Однако все время, пока движение «первых хасидов» концентрировалось в названных трех городах Рейнской долины, оно оставалось достоянием довольно узкого круга избранных. Хотя его руководители переписывались со многими еврейскими авторитетами, жившими в других странах, даже очень далеких от них, внутреннее содержание их учения, основанное на каббале, хранилось в тайне. Но картина резко изменилась, когда рабби Йеуда-Хасид переселился в Баварию, в город Регенсбург. К нему начали стекаться ученики с разных концов света, и слава о нем распространилась даже среди неевреев. Так, регенсбургский епископ проникся глубоким уважением к рабби Йеуде и охотно проводил время в его обществе.
Что побудило рабби Йеуду переселиться туда? Конечно, нескончаемые беды, которые несли евреям долины Рейна крестоносцы, – а в Регенсбурге правила довольно просвещенная семья, относившаяся к евреям неплохо на общем фоне того времени. Однако, согласно еврейским источникам, главная причина была иная – духовного порядка. Рабби Йеуда владел собранием святых рукописей, содержавших в себе глубочайшие тайны каббалы. Но по недосмотру жены рабби Йеуды они не сохранились в должной чистоте и святости, и в искупление этого проступка всей семье пришлось удалиться в изгнание. Тем не менее наказания, которые налагает Всевышний, оборачиваются благословениями. Так и это несчастье, постигшее великого еврея, послужило на благо всему народу Израиля и, косвенно, всему миру: Тора пришла туда, где раньше ее не было. Правители Регенсбурга стремились извлечь для себя выгоду, покровительствуя евреям, – а получилось, что Тора нашла себе новую обитель на земле Германии. Благодаря новым ученикам рабби Йеуды учение «первых хасидов» распространилось по всей Европе.
Самых известных из них – два. Первый – рабби Ицхак, сын Моше из Вены, автор выдающегося алахического труда «Посеянный свет» («Ор заруа»). Этот знаменитый талмудист был также знатоком каббалы и именно в ней видел основу своей деятельности в сфере Алахи. Второй – рабби Элиэзер Рокеах, хотя также прославился как большой авторитет в области Талмуда и Алахи, остался в истории как выдающийся каббалист и яркий представитель движения «первых хасидов».
Родственник рабби Йеуды, он принадлежал к другой ветви все тех же «сынов Клонимоса». Еще раньше, чем рабби Элиэзер стал его учеником, он уже был посвящен в тайну содержания и строения молитв согласно каббале своим отцом, рабби Йеудой, сыном Клонимоса, принадлежавшим к так называемым «гаонам Магенцы» (то есть «гениям Майнца»). Фактически он был учеником рабби Йеуды лишь номинально – сейчас его назвали бы «хасидом рабби Йеуды», то есть преданным адептом и продолжателем его дела. Своими дарованиями и знаниями рабби Элиэзер не уступал своему учителю. Поэтому некоторые из учеников рабби Йеуды также называются учениками рабби Элиэзера Рокеаха – например, все тот же рабби Ицхак из Вены. Другие ученики рабби Элиэзера распространили учение «первых хасидов» даже в Испании и таким образом стали посредниками между двумя ветвями каббалы: теоретической «каббалой сфирот» испанских каббалистов и «каббалой Б‑жественных Имен» – то есть практической каббалой «первых хасидов». Другой ученик Рокеаха, рабби Авраам из Кельна, тоже способствовал объединению этих двух ветвей каббалы: он сблизился с каббалистами города Жероны и, в частности, учился у рабби Эзры, которого называют учителем Рамбана в каббале. Рабби Шломо, сын Адрета (Рашба), один из величайших кодификаторов законов Торы, вспоминает, что в юности видел потрясшую его сцену. Рабби Авраам из Кельна стоял у западной стены синагоги и громким голосом спрашивал, а со стороны восточной стены, откуда-то сверху, над «Святым ковчегом» (в котором хранятся свитки Торы) слышался голос, отвечавший ему. Причем в его ответах содержались такие глубины знания Торы, что, казалось, ни один из мудрецов Израиля не был в состоянии это произнести. Позже рабби Авраам открыл, что то был голос пророка Элияу...
Титульный лист «Сефер хасидим».
Германия. 1685 год
* * *
Рабби Элиэзер Рокеах родился в Майнце, но после возвращения из странствий, во время которых он изучал Тору у светил своего времени, поселился в Вормсе и жил там до своей кончины в 1237 году. Однако жизнь его была далеко не спокойной. Переселиться в Вормс его заставило нападение крестоносцев, от которого евреи Майнца спаслись чудом. Спустя девять лет произошло новое несчастье – самое большое в его жизни. В дом рабби Элиэзера ворвались погромщики и на его глазах убили его жену, двух дочерей и сына, а его самого тяжело ранили. Эта трагедия наложила неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь рабби Элиэзера, однако, как видно из его книг, он принял ее с любовью к Тому, Кто послал это испытание. Рабби Элиэзер преодолел горе, собственным примером доказав истинность того, о чем писал в своих книгах: что значит быть истинным хасидом...
* * *
Движение «первых хасидов» оказало колоссальное влияние на еврейство Европы, а затем – и на мировое еврейство, и оказывает его по сей день. Этому влиянию способствовала замечательная книга, написанная главами «первых хасидов». Она преодолела и время, и пространство, добравшись до таких уголков земли, где без нее не узнали бы ничего о «первых хасидах». Это «Сефер хасидим», то есть «Книга хасидов». Она бездонна и необъятна: ее можно изучать всю жизнь и постоянно открывать в ней новые сокровища. Трудно назвать какую-либо проблему служения Всевышнему и еврейской жизни вообще, не затронутую в этой книге. Очень часто, чтобы объяснить читателю какую-либо сложную тему, «Сефер хасидим» пользуется приемом, ставшим излюбленным в хасидизме Бааль-Шем-Това: притчей или рассказом о каком-нибудь реальном происшествии. Статистики утверждают, что во всей еврейской литературе нет книги, которая переиздавалась бы столько раз. Однако лишь в 1891 году «Книга хасидов» была издана действительно полностью: текст ее выверили заново, ошибки, вкравшиеся в него, исправили. Считается, что ее главный автор – рабби Йеуда-Хасид, но известно также, что первые две главы принадлежат перу рабби Шмуэля-Пророка, отца рабби Йеуды, а рабби Элиэзер Рокеах внес в книгу множество добавлений. Очень возможно, что он же и придал ей окончательный вид, отредактировав и перекомпоновав текст, написанный его великим учителем. Именно благодаря «Сефер хасидим» движение «первых хасидов» выполнило свою задачу: научить евреев тому, что значит быть высокоморальным человеком и как служить Всевышнему по истине, тем самым подняв все еврейство на новый, более высокий уровень духовности.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1] То было время поздних Крестовых походов,
когда главной целью стали грабеж, насилие и убийства жителей близлежащих краев
– главным образом евреев. А идти далеко на восток эти якобы «крестоносцы» вовсе
не спешили.