[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2009 СИВАН 5769 – 6(206)

 

НЕ О ЧЕМ ГОВОРИТЬ?

Борис Клин

Друзья! Вынужден с глубоким прискорбием сообщить, что после тяжелой и продолжительной болезни, не приходя в сознание, в России скончался «межрелигиозный диалог». Предлагаю почтить его память минутой молчания… Спасибо. А теперь задумаемся, какой именно недуг поразил его, а главное – как мы теперь обойдемся без дорогого «покойника»?

Начнем с «истории болезни». Двадцать лет назад в России начался бурный рост религиозного возрождения. Религиозные деятели из изгоев превратились в желанных гостей в высоких президиумах, в средствах массовой информации, даже среди народных депутатов. К сожалению, религиозное возрождение не могло идти без побочных эффектов. Дело в том, что религия, любая, претендует на исключительное обладание истиной. А такая претензия обижает последователей иных вероучений. В силу этого возникает проблема терпимого отношения к иноверцам. Иначе – беда. До чего может дойти религиозный конфликт, мы все видели по телевидению: война в Югославии яркий тому пример. В России этот пожар заполыхал на Кавказе. Там, как выражаются люди политически корректные, военные действия устроили «псевдорелигиозные экстремисты».

Вот тогда в России заговорили о межрелигиозном диалоге. Раввины, имамы и православные священники ходили друг к другу в гости, называли друг друга «достопочтимыми братьями» и призывали свою паству не резать друг друга, несмотря на различия в вере, потому что традиционные российские конфессии всех учат «одному только добру». Такая вот была благостная картинка. Ее показывали по телевидению. Властям очень нравилось. Они, власти, гордо демонстрировали ее иностранным коллегам: у нас тут и диалог цивилизаций, и никаких религиозных войн. Как в анекдоте, «поучитесь, мол, кретины, как это делается»… Все было очень красиво, все были довольны. Отплясывая этот номер для властей, религиозные деятели получали материальные выгоды в виде недвижимости, или, по крайней мере, разрешений на ее возведение. Ордена получали. А чтобы диалог шел интенсивнее, создали Межрелигиозный совет России (МСР). С этим советом тоже вышел анекдот. Помните, жопа есть, а слова такого нет. С МСР получилось так: слово-то есть, а вот главного нет.

Дело в том, что, если в одном помещении соберутся раввин, имам, священник и лама, они, конечно, будут разговаривать. Но их беседу не следует считать межрелигиозным диалогом. МСР стал неким подобием профсоюза служителей культов. Он выступал с инициативами по вопросам налогообложения религиозных организаций, регистрации общин в государственных органах. Понятно, что налоги должны быть поменьше, отчетность попроще. Тут духовные лидеры легко приходили к консенсусу. Не было у них и разногласий в отношении безнравственного телевидения и ужасных педерастов, периодически пытающихся устроить свой парад в столице нашей Родины. Террористов тоже осуждали, хотя тут уже было сложнее, поскольку у евреев и мусульман разные представления о том, кто такие террористы и кто, собственно, виноват в убийствах мирных людей. Учитывая разницу во взглядах, МСР осуждал террористов вообще. Без конкретных привязок.

Вот это нежелание обсуждать конкретные религиозные разногласия и стало причиной тяжелой болезни «межрелигиозного диалога».

По мере того как религиозное возрождение охватывало страну, а люди начинали заходить в храмы не только ради организации свадеб, обрезаний, крестин и похорон, но читать богословскую литературу, у них стали появляться вопросы. Причем именно религиозного характера. Причем фундаментальные. Например, в одного ли Б-га верят иудеи, христиане и мусульмане?

А почему столько ограничений на общение с иноверцами было наложено в древности? Как относиться к древним трактатам, авторы которых не отличались корректностью? Вопросы эти ставились с непримиримостью, свойственной неофитам. А МСР в столь сложные проблемы упорно погружаться не хотел. Теперь говорят, что не хотели разжигать старые конфликты, копаться в прежних обидах. По мнению некоторых экспертов, это лишь разжигало бы ксенофобию среди последователей разных конфессий. Я с такой оценкой не согласен. Смысл любого диалога – в преодолении конфликтов, в их врачевании. А не в сокрытии. Плохих вопросов не бывает, бывают плохие ответы. И самый плохой – молчание. В итоге в среде православной и исламской общественности стали появляться радикалы, прямо обвинявшие своих духовных лидеров в предательстве веры.

Русская православная церковь первая сформулировала свою позицию. Целью межрелигиозного диалога было объявлено решение социальных проблем. Но тут как раз и возникла социальная проблема – преподавание основ православной культуры в школах. И никакого решения в рамках Межрелигиозного совета найдено не было. Евреи и мусульмане одобрить новый предмет отказались наотрез. Евреи и мусульмане заявляли, что такие уроки будут нарушением прав меньшинств, и точка. Аргументы о культурологическом характере предмета никто услышать не хотел. Объяснять, а почему, собственно, в угоду страхам меньшинств большинство должно пожертвовать своими правами, тоже не стали.

Эта история показала, что никакого диалога у нас не было. А теперь не осталось даже его видимости. Ведь евреи не желали обсуждать ни учебники, ни программы, ни методические пособия, по которым православные собирались учить детей. А ведь это и должно было стать ключевой темой дискуссий, поисков взаимоприемлемых компромиссов, реального мирного сосуществования различных вероучений. Словом, МСР сломался при первом же серьезном, настоящем испытании. Духовные лидеры показали, что терпимостью, о необходимости которой они так долго говорили, они и сами не обладают.

Конечно, не одни евреи несут ответственность за несостоявшийся диалог. Но за соучастие в его имитации безусловно несут, наравне с остальными. А еще важно понять, что от провала пострадают более других. Дальше каждый свои проблемы, в том числе и с властями, и с обществом, будет решать самостоятельно.

Русской православной церкви это будет делать проще. Православных в стране абсолютное большинство. В условиях экономического кризиса и надвигающейся политической нестабильности моральная поддержка православной церкви будет нужна властям в первую очередь. На втором месте – мусульмане. Евреев мало. По самым оптимистичным оценкам еврейских организаций, евреев – миллион. Но по данным переписи 2002 года – всего 230 тыс. Опыт последних лет показывает, что власти не склонны прислушиваться к запросам столь малочисленных религиозных общин, да еще в тех случаях, когда они так или иначе дерзят доминирующей Церкви. Пример тому – отношение к католикам и протестантам. Последние сейчас бурно возмущаются назначением известного сектоборца Александра Дворкина председателем религиоведческого экспертного совета при Минюсте. Протестанты были главной мишенью его деятельности, и в этом кадровом решении трудно не увидеть намека. Равно как и в подчеркнуто холодной реакции чиновников на протесты еврейских организаций в связи с высылками из России раввинов-иностранцев.

Фактический развал Межрелигиозного совета лишил еврейские общины мало-мальской «профсоюзной» защиты. Сейчас уже не секрет, что из-за кризиса объем пожертвований религиозным организациям резко сократился. По причинам уже вышеназванным власти собираются поддержать Русскую православную церковь. В Госдуме и правительстве обсуждается закон о передаче религиозным организациям под уставную деятельность государственной и муниципальной собственности. Речь идет о зданиях и земле. Государство, обеспокоенное проникновением в страну чуждых исламских проповедников, создало для финансирования мусульманских учебных заведений и книгоиздательской деятельности специальный фонд. А вот про помощь еврейским общинам пока ничего не слыхать. Но нехватка финансов – не самое неприятное.

Гораздо хуже, что никто больше не собирается обсуждать мировоззренческие проблемы. Чем тяжелее ударит кризис, тем больше людей будет обращаться к религии. В момент трудностей так бывает всегда. И тогда с неизбежностью восхода солнца выплывут все противоречия. И религиозный антисемитизм, присутствующий в книгах средневековых проповедников. А время, которое было дано на осмысление всех этих писаний, на поиск ответов, на урегулирование давних споров и отказ от проклятий, уже упущено. Окно возможностей закрылось. Партнеров среди представителей других конфессий у евреев не осталось. Пожар, которого так боялись, но для тушения которого ничего не приготовили, теперь может вспыхнуть. Если только общее равнодушие в сочетании с заботой о хлебе насущном не окажутся сильнее тяги к брошюрам и сайтам «псевдорелигиозных радикалов», где всегда есть рецепт спасения России. Какой именно? Думаю, цитировать нет надобности.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.