[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2009 ИЯР 5769 – 5(205)

 

НАУКА уМЕЕТ МНОГО ГИТИК

Алекс Рапопорт

 

Режиссер Жан-Клод Брагар

Moses

«BBC», Великобритания, 2002

 

Телеканал «Культура» в канун Песаха показал англо-израильский 45минутный фильм «Моисей», в оригинале – «Moses». Авторы фильма несколько передернули, определив жанр фильма как документальный. Кинооператоры почему-то не оставили нам хронику исхода древних евреев из Египта. Назвать фильм научно-популярным? И это не точно. Существуют научные гипотезы как поддерживающие, так и ставящие под сомнение вероятность и хронологию событий, изложенных в Торе.

В фильме «Мозес» приведены только аргументы «за», подтверждающие пребывание еврейских рабов в Древнем Египте, правдоподобность казней египетских как природных явлений, вероятность пересечения водной преграды людьми и невозможность преодоления ее военными колесницами. Нет, это скорее художественный, а по направленности – агитационно-пропагандистский фильм под видом научно-популярного. Как положено в художественном кино, молодого и состарившегося героя играли два актера, оригинальная музыка и операторские находки создавали настроение, спецэффекты делали свое дело, а натуру снимали там, где очень похоже: в данном случае, библейский ландшафт – в южной Греции. Обращено это научно-художественное исследование к тем, кто аргументам науки доверяет больше, чем священным текстам.

Для верующего человека вопрос «как же было на самом деле?» ясен – верующий не сомневается. Для воинствующих атеистов тоже сомнений нет, они отрицают историческую достоверность Торы. Фильм «Мозес» адресован тому зрителю,− самому многочисленному – который находится между двумя этими категориями.

В три четверти часа всего не уместить – картина рассматривает события от рождения Моисея до спасения от конницы фараона. Первые кадры смонтированы в клип: корзинка с младенцем плывет по реке, рабы формуют из глины кирпичи, молодой вельможа убивает жестокого надсмотрщика, воды моря окружают и вот-вот сомкнутся над пророком, он же, стоя на горе, поднимает над головой каменную скрижаль. Динамичный монтаж сменяется неспешным рассказом о порабощенном фараоном Рамзесом II народе хабиру, говорившем на семитском языке, и работавшем на строительстве городов Рамзес и Пифон. Древнеегипетские таблички сохранили название этого народа, по звучанию так похожее на «hebrew», «еврей», «иврит».

Повествование переносится в новейшее время: моторная лодка плывет по реке, протекающей в штате Северная Каролина, воды ее «превратились в кровь» после заражения микроорганизмом фистерия. Вслед за этим в бассейне американской реки в ХХ веке произошли события, напоминавшие ситуацию на берегах Нила: мор рыбы, язвы на коже от зараженной воды, выход на сушу земноводных, нашествие насекомых, аномалии в поведении животных.

Переход через Ям Суф с расступающимися перед евреями и смыкающимися над египтянами водами воспроизведен компьютерной графикой и объяснен цунами, вызванным извержением вулкана на острове Санторин в Средиземном море.

Этот талантливо сделанный фильм – эмблема, явление, которое можно описать словами «наука на службе у Священной истории». В конце ХIХ – ХХ веках появились научные и прикладные отрасли знаний, изучающие события и круг явлений, упомянутых в Танахе: возникли библейские археология, хронология, география, климатология, зоология, ботаника, медицина, кулинария, даже библейская диетология. Перечень, скорее всего, не полон, но, как утверждал один известный персонаж, нельзя объять необъятное.

До возникновения этих библейских дисциплин в европейской науке главенствовала другая тенденция. Около двух столетий, то есть с конца ХVII века, наука находилась в жесткой оппозиции к религии и к общей картине религиозного понимания мира. Деятели английского Просвещения, а вслед за ними французские энциклопедисты утверждали принцип рационализма, главенства разума как критерия познания, а все изложенное в религиозной литературе называли мифами, не имеющими под собой реальной почвы.

Сегодня нам доступны книги и фильмы, отражающие обе точки зрения. Многие современные ученые уже не столь категоричны, как просветители и энциклопедисты XVIII века, они ищут и находят рациональные объяснения событиям, которые веками считались иррациональными. Наглядный тому пример – фильм «Мозес» производства кинокомпании ВВС.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.