[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2009 ИЯР 5769 – 5(205)

 

БЕДУИНСКИЙ ОБЫЧАЙ

Михаил Горелик

Продолжение диалога, начатого в книге Михаила Горелика «Разговоры с раввином Адином Штейнзальцем».

 

– После окончания Войны за независимость несколько сот евреев – гражданское население – оказались на территории, захваченной, а затем и присоединенной к Иордании[1]. Фактически они оказались заложниками. Надо было их как-то вызволять. На официальном уровне никаких отношений с королевством не существовало: Израиль и Иордания находились в состоянии войны – но засекреченные неофициальные переговоры велись. Король Абдалла был готов говорить с евреями[2].

С тайной дипломатической миссией в Иорданию отправились Моше Даян[3] и Элияу Сасон[4]. Сасон был родом из Сирии, он не только понимал арабскую культуру – он тонко ее чувствовал. В сущности, он был человеком этой культуры. Впоследствии его сын стал первым послом в Египте. Сын прекрасно говорил по-арабски, много лучше, чем средний и даже несредний араб, его речь была изысканна, египтяне это ценили, они вообще чувствительны к красоте слова. Но знающие люди качали головой: как можно сравнивать с Элияу!

Король Абдалла принимает их не как посланников враждебной страны, а как дорогих гостей, приглашает на пир. Они неторопливо едят, неторопливо пьют, неторопливо беседуют. Они говорят о жизни, о лошадях, о женщинах. То есть говорят Сасон и король, Даян все больше помалкивает. Никакой политики. О деле ни слова. Сасон и Абдалла читают стихи и видимым образом наслаждаются взаимным общением.

Так продолжается час, и два, и три. Даян начинает нервничать, вообще не понимает, что происходит, толкает под столом ногой своего товарища. Тот отмахивается. Наконец пир подходит к завершению. Хозяин провожает гостей. Даян считает миссию проваленной. В момент прощания Сасон вдруг берет короля за пояс. Есть такой бедуинский обычай: если гость берет хозяина за пояс и просит о чем-нибудь, тот не может отказать.

Сасон сказал: зачем тебе эти бедные люди, старики, женщины, дети? какую ценность они представляют? отпусти их! Абдалла сказал: хорошо, я отпущу.

– Даян хорошо говорил по-арабски?

– Неплохо говорил, но его арабский не выходил за функциональные рамки, был чисто инструментален, недостаточен для подлинного понимания, для подлинного диалога. Если бы Даян поехал без Сасона, он вряд ли бы чего добился. Таких людей, как Сасон, в израильской политической элите давно уже нет.

– Мне как-то трудно представить, что в Израиле сегодня нет людей, для которых арабская культура, как и для Сасона, была бы отчасти своя.

– Отчего же, такие люди есть, но только на уровне экспертов – среди тех, кто ведет переговоры, от кого зависят решения, кто формирует политику, – таких нет.

Вот еще история о понимании, о том, что оно возможно. Мне рассказал ее один журналист из Франции – еврей, левый. Он брал интервью у Картера – тогда как раз при его участии шли переговоры Бегина с Садатом. Картер рассказал, что, когда переговоры заходили в тупик, из которого не было никаких шансов выбраться, он предлагал: давайте разойдемся на четверть часа и помолимся. Бегин не был соблюдающим человеком, но он несомненно был религиозным человеком. Молитва не была для него поэтической метафорой, он знал, что это такое. Садат был очень религиозен. Для Картера религиозная практика была неотъемлемой частью его жизни. Они расходились, потом встречались вновь. Молитва оказалась в высшей степени эффективным средством ведения переговоров. Что интересно, журналист, рассказавший эту историю, был совершенно нерелигиозным человеком.

– Понятно, вы же сказали: левый.

– Всякое бывает, но не в этом случае. Сравните с переговорами Рабина с Арафатом. Оба они были атеисты. При случае Арафат охотно прибегал к религиозной риторике, но она служила для него только средством политического манипулирования. Вышло то, что вышло.

У меня был приятель, журналист, он работал на одну итальянскую газету. В Египте он пытался взять интервью у начальника Генерального штаба. Ему прямо не отказали, но все время возникали какие-то бюрократические препоны. Он уже было решил, что это такая форма отказа, но вдруг ему позвонили и назначили время – в субботу вечером. Журналист был соблюдающим, добраться после исхода субботы до собеседника, встречи с которым он так добивался, он попросту не успевал[5]. И, объяснив причину, с сожалением отказался от встречи. Он был огорчен, ему было ясно, что второй такой возможности уже не представится.

Реакция египтян оказалась совершенно неожиданна. Отказ от встречи по религиозным мотивам не вызвал раздражения – напротив, он убедил египтян, что с этим журналистом можно иметь дело, что он человек с принципами, которые не нарушит ради сиюминутных интересов. Ему оперативно предоставили другую возможность встретиться с начальником Генерального штаба. Более того, потом он получил предложение встретиться с министром обороны, а затем и с самим Садатом. Он бывал у него несколько раз. В разговоре среди прочего упомянул мое имя. Садат заинтересовался, был готов принять меня, но его убийство сорвало этот план.

Среди неосуществившихся возможностей, о которых я сожалею, была возможность встречи с аяталлой Хомейни. Уже и договоренность была, но он умер. Как знать, если бы нам удалось встретиться, может быть, и отношения между нашими странами были бы сейчас иными.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1]    В ходе войны 1948–1949 годов Трансиордания захватила Иудею (в том числе Восточный Иерусалим, включая Старый город) и Самарию. В 1950 году страна была переименована в Иорданию. Новое название фиксировало новую политико-географическую реальность: Иордан из пограничной реки стал рекой внутренней.

 

[2]    Король Абдалла I (1881–1951). Убит за намерение установить мир с Израилем.

 

[3]    Сразу после Войны за независимость, которую Даян завершил командующим Иерусалимским фронтом, он занимался дипломатической работой.

 

[4]    Элияу Сасон (1902, Дамаск – 1978, Иерусалим) – израильский дипломат и государственный деятель.

 

[5]    В еврейском религиозном праве зафиксированы ситуации, когда нарушение субботы возможно, но профессиональные надобности, как бы важны они ни были, к ним не относятся.