[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2009 НИСАН 5769 – 4(204)
Рекомендации шефа
Исход из Египта – это, в общем, очень личная история. Каждого. Тут и буквальные отъезды-переезды – и фигуральные, духовные, перемещения с препятствиями.
Раввин Штейнзальц предпочитает говорить (с. 11) не о личном, а об общей предначертанной судьбе нашего народа. Но получается у него все-таки какая-то очень личная интонация.
Симон Джекобсон выбирает (с. 9) отстраненный и от себя, и от социума взгляд на освобождение из египетского плена. Эдакая коллективная психотерапия.
Психоанализом с уклоном в педагогику занимается и Михаил Горелик (с. 58).
А Евгения Левина заинтересовал (с. 13) не философский, а этнографический аспект пасхальных празднеств. Впрочем, и тут не без педагогики.
Песах, к сожалению, только раз в году. Хотя и это не так уж редко. Вот Игорь Спекторский повествует (с. 18) о ритуале, который в нынешнем году будут исполнять после 28-летнего перерыва! И следующий раз – опять через 28 лет. Не пропустите. Не то появится у окружающих повод по отношению к вам исполнить «заповедь укоризны» (с. 21).
Впрочем, укоряя других, не стоит смотреть сквозь пальцы на свои проступки. Нам есть на кого равняться – на Йосефа Праведного, например. Джеймс Кугел пришел к выводу (с. 29), что в разные эпохи образ Йосефа служил образцом разного, но всегда образцом.
Библейские истории преломлялись бесчисленными гранями на протяжении тысячелетий. И вот Аркадия Ковельмана позабавила перспектива (с. 52) взглянуть на Исход глазами, скажем, египтян. Или греков. В общем, не так, как «мы», а как «они»…
Борис Клин, сдается мне, и на нашу с вами современность смотрит уже (с. 56) «их» глазами. Не могу сказать, что такой взгляд мне по душе. От него не так далеко до «самоненависти», о которой повествует (с. 55) Леонид Радзиховский. И без нас хватит кому нас ненавидеть. А на каждый роток, как известно, не накинешь платок.
Правда, несомненно и другое: только в битве идей может появиться нечто настоящее. Итак, Ханна Арендт против Теодора Герцля. Роль рефери мужественно взял на себя Алек Эпштейн (с. 92).
Собеседники Афанасия Мамедова (с. 65) по поводу личности Шолом-Алейхема бурных споров не ведут, хотя сам он часто оказывался в гуще всяческих сражений и драматических событий. Кстати, в марте великому писателю (см. также нашу обложку) исполнилось бы 150 лет.
И почти 100 лет спустя после смерти Шолом-Алейхем остается одним из наиболее читаемых еврейских писателей. Конечно, это следствие феномена его творческого своеобразия и самодостаточности. Которых, видимо, немного не хватило почти забытому сегодня Семену Юшкевичу (с. 42).
Так уж все сложилось в этом выпуске «Лехаима», один к одному: не хочешь быть в плену, исходи из него.
Счастливого пути.
Ваш Борух Горин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.