[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2009 НИСАН 5769 – 4(204)
Вы читали? Евгений Левин. Почему страдают праведники? // 2009, № 1.
Реакция. «Однако нет прямой связи между соблюдением заповедей и благополучной жизнью в этом мире». А к кому тогда обращены следующие слова из главы Дварим (30: 15-18): «Смотри, я предлагаю тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. Заповедуя тебе сегодня любить Г-спода, Б-га твоего, ходить путями Его и соблюдать Его заповеди и Его законы и Его правопорядки; и ты будешь жить и умножаться, и благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, на земле, на которую ты вступаешь для овладения ею. Если же уклонится сердце твое, и ты не будешь слушать, и будешь отторгнут и поклоняться станешь божествам чужим и служить им; то возвестил Я вам сегодня, что погибнете вы, не продлите дней (ваших) на земле…»?
Или другие слова: «И будет, если внимать будете заповедям Моим, которые Я заповедую вам сегодня, чтобы любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей вашей душой. То дам Я дождь вашей земле в пору его, ранний и поздний, и ты соберешь твой хлеб и твое вино и твой елей. И дам Я траву в поле твоем для твоего скота, и будешь есть и насытишься» (Дварим, 11: 13-15). Разве речь идет не об этом мире?
Зеев, Интернет
Наш ответ. Проблему, которую вы подняли в письме, в свое время серьезно обсуждал известный средневековый мыслитель раввин Йосеф Альбо в своей «Сефер а-икарим» («Книга основ»). Он обратил внимание на то, что нигде в Торе не говорится прямо о посмертном воздаянии в Мире грядущем, зато во многих местах, включая процитированные Вами отрывки, явно говорится о награде за исполнение заповедей, которую невозможно истолковать иначе как материальную награду при жизни, в этом мире.
По мнению раввина Альбо, это можно объяснить так: в Торе говорится о награде уже в этом мире, поскольку в соответствующих фрагментах ее текста речь идет о воздаянии и наказании всему народу как целому, но не отдельным праведникам и грешникам. А посмертное воздаяние строго индивидуально, поэтому тексты Писания, обращенные, прежде всего, к общности, к народу Израиля, не говорят об этом прямо, а лишь намекают на него во многих местах. Поэтому народ, как общность, наказывают и награждают в этом мире и, естественно, в категориях этого мира (процветание, спокойствие и т. д.).
Однако это не означает, что аналогичным образом обстоят дела с личной судьбой каждого. Поэтому, даже когда весь народ облагодетельствован Всевышним, отдельные праведники могут страдать, а грешники – благоденствовать. Впрочем, справедливо и обратное. Единственное же число, используемое Торой при упоминаниях воздаяния, объясняется тем, что благоденствие народа зависит от каждого индивидуума, и об этом нам и напоминает Писание. Мне кажется убедительным это объяснение великого раввина Йосефа Альбо, поскольку оно не противоречит прямому смыслу соответствующих библейских текстов.
Евгений Левин, Израиль
Вы читали? Борис Клин. «Правое дело» не при делах // 2009, № 1.
Реакция. И мне «Правое дело» не по душе. Создание СПС было ошибкой. Должен был остаться лишь «Демвыбор», остальные как хотят. Аргументы автора статьи поражают легковесностью. Как оценить его высказывания в адрес Жириновского? Будь этот «яркий и талантливый» человек русским по происхождению, его бы без затей народ избрал в президенты. Те, кто голосует за этого клоуна, потому и голосуют, чтобы позабавиться. Не говоря уже о тех, кто проголосует хоть за черта, лишь бы противу власти. Если бы его не было, надо было бы выдумать. Антисемитизм у нас какой-то бытовой сегодня. И Явлинского не из-за его еврейского происхождения не выбирали. Так что про евреев-то загнул, батенька.
Б. Миндлин, Москва
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.