[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2009 НИСАН 5769 – 4(204)
С точки зрения египтян
Аркадий Ковельман
Представьте себе, что вы египтянин и живете в Египте. В стране, которая вся – райский сад. А рядом с вами живут евреи. Они построили виллы на протоках Нила, занимаются бизнесом и служат при дворе. Они дышат здоровым египетским воздухом. И каждую весну справляют Песах. Возлежат на обеденных ложах в триклиниях, пьют вино и вспоминают смерть египетских первенцев. Они радуются гибели царя египетского, его колесниц и войска его. Они отмечают Исход из Египта в Египте.
Сцена охоты в нильских зарослях. Роспись гробницы в Фивах. Конец XV века до н. э.
Наверняка у вас как египтянина будет своя версия пасхальной истории. Например, вы скажете, что евреи ушли из Египта не по своей воле. Их просто выгнали. Некогда царь Аменофис решил очистить страну от увечных и прокаженных. Он собрал их и отправил в каменоломни, но потом пожалел и дал для жилья заброшенный город Аварис. В этом городе прокаженные выбрали себе предводителя – жреца по имени Осарсиф, который стал зваться Моше. Под его главенством прокаженные захватили Египет и тридцать лет оскверняли храмы и грабили страну. Фараон, получив предсказание о грядущих бедствиях, бежал со своим войском в Эфиопию. Через тридцать лет он вернулся, одержал над прокаженными победу и изгнал их вон. Так родилось нечестивое и безбожное племя евреев. Так совершился Исход.
Эту историю для просвещенных греков записал египетский жрец Манефон в третьем столетии до христианской эры. История приобрела популярность и испортила евреям репутацию. Их считали потомками прокаженных и поминали это при каждом удобном случае. Например, в правление Нерона в Кесарии Приморской, столице римской провинции Иудея, какой-то грек поставил у входа в синагогу дном кверху большой глиняный кувшин и начал приносить на нем в жертву птиц. «Это привело евреев в неописуемую ярость: законы их были осквернены и все место осквернено», – пишет Иосиф Флавий. Откуда такая ярость? Иосиф не сообщает, но мы догадываемся. Ведь сказано в Торе: «И сказал Г‑сподь Моше: “Вот закон о прокаженном, когда должно очистить его: да приведут его к священнику. И выйдет священник за стан, и, если увидит священник, что исцелилась язва проказы на прокаженном, то прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа. И прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою”» (Ваикра, 14:1-5).
С этого-то намека на родство евреев с прокаженными и началась Иудейская война. А закончилась она разрушением Иерусалима, сожжением Храма и рассеянием евреев по лицу земли.
Суд Соломона (карикатурное изображение). Настенная роспись. Помпеи. 79 год н. э.
* * *
Представьте себе, что вы – египетский грек. Или одесский грек. Вы живете в городе на берегу винно-чермного моря в доме стиля ампир с перистилем и росписью по стенам. И рядом с вами живут евреи. Они торгуют в районе порта близ дворца Птолемеев, они заселили три городских квартала из пяти. Они ссужают ваших купцов под проценты, грабят бедных феллахов, которые тупы и сластолюбивы, но, как и вы, ненавидят евреев. Еврейский кукольный царь, Агриппа, внук Ирода, убийцы детей, явился в ваш город проездом из Рима в Иудею и ходит повсюду с важным видом в сопровождении расфуфыренной стражи. Тогда вы устраиваете легкое шоу, маленький водевиль. Ведь недаром вы подарили миру Эсхила и Аристофана. Вы ловите городского сумасшедшего по имени Карабас, надеваете ему на голову папирусный венец, а в руку даете папирусную трость и поклоняетесь ему со словами: «Радуйся, царь иудейский». Тут дела принимают неслыханный оборот. Египетская чернь врывается в синагоги и еврейские дома, евреи получают то, что они заслужили, – погром.
Представьте себе, что вы живете в египетской глубинке и занимаетесь самиздатом. Вы переписываете сценки допроса в Лукулловых садах, где судят александрийских граждан, философов и риторов. Судят за защиту родного города от евреев. Обвинитель – кукольный царь Агриппа. Судья – старый козел Клавдий, которого так и называют козлом, ведь он живет на Козлином острове (на Капри) и падок до мальчиков и девочек. Обвиняемый – ритор Исидор. «Ради богов, – восклицает Клавдий, – не обвиняй моего друга Агриппу. Ведь ты уже погубил двух моих друзей – Теона и Невия, когда я еще не был императором». – «Мне приказал обвинять их в суде правивший тогда император, – отвечает Исидор. – Прикажи, и я обвиню кого ты пожелаешь. Что за дело тебе до Агриппы, двухкопеечного еврея?» – «Да ты наглец, Исидор, – говорит Клавдий, – ты сын гетеры». – «Я не раб и не сын гетеры, – отвечает Исидор, – а гимнасиарх славного города Александрии. Ты же – незаконный сын Саломеи, еврейки». – «Присуждаю Исидора к смерти», – говорит Клавдий.
И поскольку это самиздат и еще не изобрели Интернета, песок занесет клочки папируса на две тысячи лет, пока археологи их не откопают, а папирологи не издадут под уважительным заглавием «Протоколы александрийских мучеников». А в Александрии и в Одессе почти не осталось греков. Ветшают дома в стиле ампир, где жили когда-то греки, евреи и итальянцы. Произошел Исход.
Увы, Исход обратим, хотя трижды Тора запрещает возвращение. Как сказано у Гомера,
Страшно, предавшись тревогам
туманного моря,
Вновь продолжительно-трудным путем
возвращаться в Египет.
Исход и переход через Чермное море. Фреска из синагоги Дура-Европос
Мы думаем, что есть «мы» и есть другие. Но это не так. Нас окружают и нас ненавидят многие «мы». Со своими пророками, своей памятью и мудростью. И своей точкой зрения. И надо надеяться, что есть еще точка зрения Б‑га, которая не всегда и не всем понятна. Она очень диалектична, эта точка зрения. Вот как ее толкует трактат «Сангедрин» (39б), говоря о гибели в Чермном море фараона, его колесниц и войска его. Тогда воспел Моше и сыны Израилевы песнь Г‑споду, песнь моря.
«Сказал рабби Аха бен Ханина: “При погибели нечестивых – песнь радости” (Мишлей, 11:10) <…> А разве радуется Святой, благословен Он, при погибели нечестивых? <...> Сказал рабби Шмуэль бар Нахман со слов рабби Йонатана: “О чем это сказано: „Вошел в середину между станом Египетским и станом Израилевым, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь“ (Шмот, 14:20)?” В тот час хотели ангелы служения сказать песнь перед Святым, благословен Он. Сказал им Святой, благословен Он: Творения рук моих тонут в море, а вы говорите песнь предо Мной? Сказал рабби Йоси бар Ханина: “Г‑сподь не радуется, но другие радуются. Ведь также написано: „И как радовался Г‑сподь, делая вам добро и умножая вас, так обрадует Г‑сподь, погубляя вас и истребляя вас“ (Дварим, 28:63). Не „будет радоваться“, но „обрадует“”».
Представьте себе, что вы египтянин и живете в Египте.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.