[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2009 НИСАН 5769 – 4(204)
Четыре шага к свободе
Симон Джекобсон
Возможно, вам приходилось слышать, что на языке эскимосов (или, правильнее, инуитов) существует сто названий слова «снег». Эта городская легенда основана на вере, что язык народа отражает его уникальный опыт и культуру. Поскольку эскимосы живут преимущественно в заснеженной местности, то они придумали множество слов, в которых отражены самые разные свойства и состояния снега.
Песах в России. Макс Убер
Однако вовсе не миф, что в Торе записано множество имен Б‑га – не семь, не десять, а целых семьдесят. И если мы не имеем того или иного опыта, то не прочувствуем и его нюансов, а то и просто не обратим на них внимания. Случайное, поверхностное упование на волю Б-жью не требует от нас употребления многочисленных имен Б‑га. Но те, кого мы любим, о ком заботимся, побуждают нас придумывать для них имена и прозвища, которые мы употребляем в самых разных случаях и обстоятельствах. Близостью с Б‑гом определяются различные аспекты опыта – отсюда множественность имен, которые Тора использует при описании тех или иных Б-жественных проявлений.
(Впрочем, Зоар объясняет: у Б-жественной Сущности нет имени и к Ней никоим образом нельзя адресоваться. Однако Б-жественное Откровение проявляется в многообразных формах.)
То же самое относится к слову «свобода». Если мыслить поверхностно, то свобода – не что иное, как «быть свободным». Но если мы хотим чувствовать себя по-настоящему свободными – быть свободными в полном смысле этого слова, то должны понять, что свобода имеет разные имена, отражающие различные аспекты соответствующего опыта.
«Свобода» – в этом слове сразу слышится прогресс, достигнутый современным западным миром. Но что на самом деле означает «свобода»? И действительно ли мы свободны? Даже не имея внешних врагов, мы порабощены своими желаниями и страстями, страхами и запретами – нашими внутренними, психологическими врагами. Что уж говорить о запросах и требованиях, навязываемых нам работой, материальной ответственностью, отвратительными боссами и всеми теми, от кого мы зависим! А потребительский бум, который разъедает нашу психику? Разве все эти гнетущие моменты изнуряют нас не меньше, чем противник с оружием в руках? Так возможно ли обрести истинную свободу?
Чтобы иметь опыт настоящей свободы, нужно отнестись к ней очень серьезно. Когда свобода становится неотъемлемой частью нашего внутреннего «я», мы начинаем понимать: у нее больше чем одно имя, больше чем одно проявление.
Тора говорит нам (а именно в Торе Б-жественное становится нашим сокровенным), что слово «свобода» имеет четыре различных измерения.
Когда Б‑г повелел Моше освободить еврейский народ из египетского рабства, Он использовал четыре различные формулы для слова «избавление» (соответствующие четырем бокалам вина, выпиваемым на пасхальный седер): «Выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами, и возьму Я вас народом Себе, и буду вам Всесильным…» (Шмот, 6:6-7).
Эти четыре «формулы» «свободы» отражают четыре этапа освобождения из плена:
1. Конец двухсотдесятилетнего рабства: «выведу Я вас из-под ига египтян».
2. Прекращение всех видов тяжкого труда за шесть месяцев до ухода евреев из Египта: «избавлю вас от служения им».
3. Собственно Исход из Египта и уничтожение врагов-египтян: «спасу вас мощью великой и страшными карами».
4. Еврейский народ становится наконец свободным; он облечен высокой миссией – служением Единому Б‑гу: «возьму Я вас народом Себе, и буду вам Всесильным».
Все события в Торе, и прежде всего Исход из Египта, являются для нас духовно-психологической моделью тех или иных жизненных решений.
Освобождение от египетского рабства – это преодоление земных рамок. Ведь Мицраим можно назвать теми путами, которые лежат в основе всех довлеющих над нами запретов и ограничений: физических, эмоциональных, духовных. Освобождение из Мицраима дает силы обрести личную и коллективную свободу, вырваться из оков, будь то нездоровые отношения, состояние отчаяния и любые иные обстоятельства, препятствующие нашим целям.
Но, чтобы это произошло, необходимо различать этапы избавления – только тогда можно почувствовать сам процесс и сосредоточиться на нем.
Итак, с Б-жьей помощью надо сделать четыре шага.
1. «Выведу Я вас из-под ига египтян». Прежде всего нужно уйти с «линии огня». Пока мы остаемся в унизительной ситуации, пока нас угнетают, невозможно начать путь к свободе. И хотя это лишь первый шаг, он является решающим: если мы не «остановим кровотечение», не сможем начать и лечение.
Часто этот шаг наиболее труден, поскольку после долгих лет страданий люди сдаются и привыкают к гнету настолько, что он становится частью их повседневной жизни: трудно становится распознать «врага» – да и просто признать, что «враг» существует, – трудно отличить врага от друга.
2. «Избавлю вас от служения им». Выбравшись из гибельной ситуации, нужно также освободиться из тисков угнетающей нас силы. Даже избавившись от тяжкого труда, еврейский народ продолжал оставаться в Египте; его удерживали века геноцида и пребывания в развращенном обществе. Необходимо сломать психологическую зависимость от долгого пребывания в рабском состоянии.
3. «Спасу вас мощью великой и страшными карами». Мы вырываемся за пределы «темницы» – но враг лишь притаился. На этом этапе нам нужна «мощь великая», которая обеспечит нашу безопасность. А «страшные кары» устранят врага, не позволят ему вернуться. Ведь даже после Исхода евреев Египет оставался сверхдержавой и, конечно, стал преследовать евреев, пока не был окончательно побежден у Красного моря.
4. «Возьму Я вас народом Себе, и буду вам Всесильным». На первых трех этапах мы освободились от врага. Но мы не свободны до тех пор, пока не поймем, кто мы есть. Свобода – это не только отсутствие рабства, бегство от прошлого и всего «негативного». Истинная свобода – это верность человека самому себе, своей сущности, внутреннему призванию и духовному назначению.
Даже когда враг побежден, мы не хотим, чтобы наша жизнь определялась духом негативизма, пусть даже по отношению к врагу (знаете, что-то вроде антиантисемитизма…). Мы хотим строить свою жизнь так, чтобы бороться за нечто возвышенное – а не против чего бы то ни было. Мы хотим такой жизни, в которой не было бы места порабощению, эксплуатации и притеснению.
Все жизненные проблемы начинаются тогда, когда мы позволяем себе быть порабощенными условностями человеческого поведения. Когда мы поклоняемся деньгам, власти, «нужным» связям, социальному статусу, то тем самым навязываем себе «господина», отнимающего у нас свободу и в конечном счете лишающего нас внутреннего достоинства.
Настоящая свобода не подвержена человеческим схемам: необходимо открыть свое Б-жественное призвание и служить ему всем своим существом. Только тогда мы можем назвать себя свободными мужчинами и женщинами.
* * *
Мысль Торы не останавливается на описании четырех этапов избавления. Некоторые комментаторы объясняют, что пятый бокал вина на седере – «для пророка Элияу» – соответствует пятому обещанию Б‑га: «И приведу вас в страну» (Шмот, 6:8).
Вот настойчивыми усилиями мы добились того, что избавились от «мицраим» – оков, соответствующих четырем уровням души (биологический – «нефеш», эмоциональный – «руах», интеллектуальный – «нешама», трансцендентный – «хайя»). И тогда возникает пятый уровень – восхождение к самой сущности человеческой личности (единение, «йехида»), что соответствует Б-жественному «приведу вас в страну». Этот момент совпадает с приходом Машиаха, который приносит окончательное избавление, возвещенное пророком Элияу.
Пятого уровня невозможно достичь своими усилиями. Он открывается только после того, как мы прошли предыдущие четыре этапа.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.