[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2009 АДАР 5769 – 3(203)

 

Рекомендации шефа

Перед Вами, дорогой читатель, «Лехаим», большая часть которого посвящена Пуриму, пожалуй, самому бесшабашному еврейскому празднику. Среди материалов номера и попытки разобраться в сути праздника (с. 5, 13), и рассуждения (с. 16–18) по поводу наиболее «заметной» традиции Пурима – «ад де-ло яда». Ныне в Израиле эта самая аделояда выражается в повсеместных одноименных карнавалах, но так было не всегда. Талмудическое указание «ад де-ло яда» буквально означает «пока не перестанешь различать», а исполняли его обычно не маскарадами, когда за маской не узнать лица, а пирами, после которых и себя-то, безо всякой маски, в зеркале не всегда можно было идентифицировать. А дабы никто не сомневался в сути традиции, Талмуд так и говорит: «Обязан человек напиться в Пурим»! Впрочем, не забывайте о закусках (с. 118).

Видите, Вы думали, что Талмуд – это такая строгая мутная тягомотина. А между прочим, в нем и анекдотам нашлось место (с. 19). Чему же удивляться, что тысячелетие спустя филолог, грамматик и лексикограф Элия Левита взялся рассказать (с. 65) о знаках пунктуации и кантилляции в изящной поэтической манере.

После горячительных напитков жизнь, пусть даже омерзительная, предстает в ином свете. Вот и появилось чудесное театральное представление под названием «пуримшпиль», которое давали даже в СССР (с. 48).

Так «может ли такое быть, чтобы она (эта маленькая нация) не показала миру немного искусства», – задается вопросом Марк Шагал (с. 38 и обложка).

Шагаловское искусство отчетливо произрастало из еврейства, сложнее отыскать эти корни в графическом наследии Михаила Шварцмана (с. 105).

Собеседники А. Мамедова (с. 58) предпочли вернуться к корням.

Но, увы, иногда возвращаться приходится не к корням, а к тому месту, где когда-то шелестело ныне выкорчеванное древо (с. 112)…

Да и корни эти видятся порой нетривиально. Вот как, к примеру, Ханной Арендт (с. 93). Без химер и иллюзий. Именно так предлагает отнестись Б. Клин и к проблемам в отношениях российских мусульман и иудеев (с. 56).

Право, нехорошо говорить о погоде и спорте с подлецами, как это делает герой Брайана Гланвилла (с. 82).

И иногда следует отказаться от реверансов, считает Л. Радзиховский (с. 55).

Это только в Пурим не делают различия между друзьями и врагами. Но даже чудо Пурима зиждилось отнюдь не только на смиренном дружелюбии…

Увидимся.

Ваш Борух Горин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.