[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2009 АДАР 5769 – 3(203)
Пурим: пить или не пить?
Евгений Левин
Как известно, в праздник Пурим каждый еврей должен выполнить четыре заповеди: послушать чтение Книги Эстер, дать пожертвование беднякам, послать продуктовую посылку хотя бы двум другим евреям и устроить праздничную трапезу.
На иврите слово «трапеза» («миште») происходит от глагола «лиштот» – «пить», «выпивать». И действительно, традиционная пуримская трапеза сопровождается обильными возлияниями. Пьют при этом все: стар и млад, знатоки Торы и неучи. Даже те, кто в другие дни не прикасается к вину и даже в субботу предпочитает делать кидуш с виноградным соком, в Пурим отдают дань крепким напиткам.
Об обычае напиваться на Пурим вспоминали многие мемуаристы, писавшие о традиционном еврействе Восточной Европы. К примеру, Полина (Песя) Венгерова, выросшая в Бресте в первой половине XIX века, вспоминала: «Особое внимание в этот вечер уделялось напиткам, что вообще-то отнюдь не было принято в нашем доме. Мне даже казалось, что если кто-то на Пурим выпивал лишнего, отец смотрел на это как на доброе и Б-гоугодное дело»[1].
Обычай напиваться на Пурим не может не вызвать удивление, поскольку известно, что с библейских времен евреи относились к пьянству весьма отрицательно. Осуждение неумеренности в питие мы находим уже в Торе – в историях о Ноахе и Лоте (Берешит, 9 и 19). Решительно осуждается пьянство и в книге Мишлей: «Не заглядывайся на вино – как красиво оно алеет: тому, кто остановит свой взгляд на содержимом бокала, всякий порочный путь покажется прямым. То, что в конце его ожидает, – словно укус змеи и жало гадюки. Глаза твои засмотрятся на чужих жен, а сердцу своему будешь твердить бестолковщину» (23:31-33).
Резкие высказывания против пьянства мы находим и в Талмуде. Разумеется, мудрецы никогда не были сторонниками сухого закона и даже считали полное воздержание от вина грехом, поскольку человек не должен лишать себя никаких разрешенных удовольствий (Вавилонский Талмуд, Недарим, 10а). Однако излишнее употребление спиртных напитков вызывало у них решительное осуждение. По словам мудрецов, опьянение нередко приводит к запрещенным сексуальным связям и другим грехам. Поэтому тот, кто воздерживается от вина, чтобы по ошибке не согрешить, достоин всех благословений, которые произносят коены, благословляющие народ (Вавилонский Талмуд, Ктубот, 65а; Бемидбар раба, 11:1).
В Торе рассказано, как сыновья Ааарона, Надав и Авигу, «…воскурили пред Г‑сподом чуждый огонь, какого Он не велел им. И вышел огонь от Г‑спода, и пожрал их, и умерли они пред Г‑сподом» (Ваикра, 10:1, 2). По одному из мнений мудрецов, они были наказаны столь сурово, поскольку осмелились приблизиться к жертвеннику в подпитии (Ваикра раба, 20:9)[2].
И тем не менее именно в Талмуде мы находим историю, лежащую в основе обычая пуримского пьянства: «Сказал Рава: “Человек обязан опьянеть в Пурим до такой степени, чтобы не отличать „проклят Аман!“ от „благословен Мордехай!“” Раба и рав Зейра устроили совместно пуримскую трапезу. Опьянели. Встал Раба и зарезал рава Зейру. Назавтра, [протрезвев], он попросил [Всевышнего] о милосердии – и вернул его к жизни. В следующем году сказал он ему [Раба – раву Зейре]: “Приходи, уважаемый, и мы устроим совместно пуримскую трапезу!” Ответил ему тот: “Не во всякий час свершается чудо”» (Вавилонский Талмуд, Мегила, 7б).
Почему Рава считал, что в Пурим непременно нужно выпить? Ведь нельзя же всерьез предположить, будто это связано с тем, что сам он был виноторговцем, да и любил вино (Вавилонский Талмуд, Брахот, 56а, Псахим, 107б). Раввин Давид Абударгам (Севилья, XIV век) предложил такое объяснение: по его мнению, мудрецы требовали напиваться в Пурим, поскольку все важнейшие события Книги Эстер – низложение Вашти, свержение Амана и т. д. – произошли во время возлияний (Сефер Абударгам, с. 209, 210).
Как бы то ни было, в каждом поколении, и тем более в наши дни, всегда были евреи, понимавшие слова Равы буквально и действительно напивавшиеся в Пурим до «неспособности отличить Амана от Мордехая» – или, говоря привычным языком, в стельку.
Заповедь напиться в Пурим мы находим у Рамбама; он писал: «Каковы законы пуримской трапезы? Следует есть мясо и пить вино, пока не уснешь пьяным» (Мишне Тора, Законы чтения Мегилы, 2:15). Подобное мнение приведено и в кодексе Шульхан арух. Однако рав Моше Исерлес (Рама, Польша, XVI век) добавил к этому следующий комментарий: «А иные полагают, что не следует напиваться, но нужно лишь выпить больше, чем обычно».
Еще больше вопросов вызывает история об убийстве и чудесном воскрешении рава Зейры. Чему эта история должна научить нас? Во все века были раввины, резко осуждавшие пуримское пьянство и пытавшиеся ввести этот обычай в разумные рамки. Назовем лишь некоторых из них.
Рав Эфраим (Северная Африка, XI век) полагал, что история про убийство и воскрешение рава Зейры призвана «нейтрализовать» слова Равы. Соответственно, не следует напиваться в Пурим. Рав Александр a‑коeн Зуслин (Германия, XIV век) подметил, что ивритские буквы, образующие выражения «проклят Аман» и «благословен Мордехай», имеют одинаковое числовое значение – гематрию – 502. По его мнению, требование Равы напиться ограничено способностью пьющего сосчитать гематрию. Так что искомая степень опьянения значительно ниже той, которая нужна для достижения бессознательного состояния. Рав Йосеф Хавива (Испания, XV век) писал, что для выполнения этой заповеди достаточно дойти до того состояния, когда человек начинает говорить глупости. Рав Нетанэль Вейль (Германия, XVIII век) считал, что «до тех пор» означает «меньше, чем», ибо в противном случае человек напьется «до состояния Лота». Рав Аарон из Люнеля (Прованс, XIV век) поясняет: «следует пить больше, чем обычно, чтобы устроить большой праздник и сделать бедняку большой праздник, тем самым утешив его... и в этом заключается истинная радость» (пожалуй, это самая оригинальная трактовка заповеди напиваться – как «инструмента» для выполнения другой заповеди – «подарки бедным»). Наконец, Менахем Меири (Прованс, XIV век) писал: «В любом случае мы не обязаны напиваться... и должны не дебоширить и творить глупости, но чистосердечно радоваться, в любви ко Всевышнему и с благодарностью за чудеса, которые Он совершил для нас».
Поскольку алкогольные напитки продаются лишь совершеннолетним, было бы странно учить взрослых людей тому, как и сколько им пить. Однако следует помнить, что современный религиозный еврей невольно находится в состоянии постоянной проверки, когда по его поступкам судят об иудаизме и обо всех религиозных евреях в целом. Так что пьяные выходки легко могут привести к «осквернению Имени Всевышнего», особенно в России, где евреи традиционно относятся к пьяным и пьянству весьма отрицательно. Разумеется, не нужно перегибать палку и устраивать «безалкогольный Пурим». В конце концов, для этого праздника существует заповедь радоваться и веселиться, а, как сказано в Талмуде, «нет радости без вина и мяса» (Вавилонский Талмуд, Псахим, 109а).
Согласно известному мидрашу, когда Ноах разбил первый виноградник, ангел-губитель зарезал там ягненка, льва, свинью и обезьяну. Поэтому, когда человек выпьет первую чашу, он становится кротким как ягненок. После второй – смелым как лев. После третьей – валяется в грязи как свинья. А после четвертой – теряет человеческий облик и уподобляется обезьяне (Танхума, Ноах, 13). Шульхан арух начинается словами из трактата Авот: «Будь... могуч, как лев, исполняя желание Отца твоего, Который на Небесах». Эти слова стоит помнить, когда мы сидим за пуримской чашей. И пить так, чтобы быть как лев, а не как свинья или обезьяна.
А если кто-то боится, что тем самым он нарушит обычай, сложившийся в его общине, ему стоит вспомнить слова другого выдающегося раввина, рава Моше Исерлеса: «Неважно, много выпьет человек или мало, важно, чтобы его намерения были во имя Небес».
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.