[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2009 АДАР 5769 – 3(203)
Вы читали? Леонид Радзиховский. Еврейское счастье-2 // 2008, № 9.
Реакция. В многоцветной палитре изменчивого «еврейского счастья» Леонид Радзиховский, невольно идя на поводу у антисемитов, выделяет только один фактор: участие евреев в экономической и политической жизни России. Но это очень узкий взгляд даже для публициста. Да и само понятие «еврейское влияние» в его буквальном понимании не выдерживает критики. Оно, это влияние, начавшееся с рецепции Библии, намного шире и глубже, чем это представляется Радзиховскому и всем «антисемитским козлам». Увлекаясь статистикой еврейских олигархов, политиков, финансистов и т. д., Леонид Радзиховский забывает о другой статистике, по большому счету гораздо более важной для оценки влияния евреев на общественное сознание России и россиян. И я имею здесь в виду не только тысячи еврейских ученых, врачей, инженеров, музыкантов, педагогов, писателей, журналистов, активно и плодотворно работающих в современной России. К этому следовало бы добавить статистику еврейских общин, синагог, культурных центров, школ и университетов, книг и журналов, появившихся за последние пятнадцать лет и существенно повлиявших на изменение сознания и самосознания российских евреев, возрождение еврейской национальной культуры, религии и традиций и т. д. Если Радзиховский всерьез пытается оценить рост (или затухание) еврейского влияния, то указанные факторы никак нельзя сбросить со счета. Они не столь заметны, как одиозные фигуры олигархов, но не менее важны для понимания общественного климата и перемен в общественном сознании. В современной России нет не только государственного антисемитизма, но и явных антисемитских настроений в массах. Неизлечимых отморозков, конечно, пока еще хватает, но не они создают общественное мнение. Превращение «малого народа» из «сборища безродных космополитов» в полноценную национальную общину не может не вызвать уважения даже у не очень продвинутых сограждан. По крайней мере, у тех, кто способен смотреть не только в прошлое, но и в будущее. Олигархи приходят и уходят, а еврейский народ и его культура остаются жить в веках...
В. Каганов, Кемерово
Вы читали? Японские ботинки, русская шапка и пакистанские террористы. Беседу ведет Афанасий Мамедов // 2009, № 1.
Реакция. В интервью господина Мамедова вкралась незначительная ошибка, о ней можно было бы и не говорить, если бы его «шапки», предшествующие интервью, не отличались своеобычностью и не были бы столь накалены эмоционально. Песенка действительно из кинофильма «Бродяга», а вот полураскрытый нож, на который «опирается» автор в своем интервью, кажется, из другого кинофильма, тоже индийского – «Цветок и камень». Бродяга Рач Капура – персонаж мирный, чем и снискал любовь советских зрителей. Возможно, в няне, которая спасла мальчика, была частичка той самой «индийской души», которая расцвела однажды на экране много лет назад. Но речь не о бродяге «в русской шапке и японских ботинках». Меня задело другое. Я и предположить не мог, что Павел Фельгенгауэр окажется настолько прав, когда беседовал на мумбайскую тему: «Я не считаю, что это вызов человечеству, да и человечество, по-моему, тоже так не считает». И уж тем более не думал я, что эти слова подтвердятся с такой молниеносностью. Всего-то ничего прошло после мумбайского теракта, а мир уже хором заговорил об израильской агрессии, вот де мол, бомбят кровожадные евреи Газу, уничтожают палестинцев, да еще кичатся тем, что хотят довести дело до победного конца. При этом никто даже не вспомнил о недавних мумбайских событиях, все только и голосят, что о «неадекватных мерах», применяемых Израилем. К сожалению, и господин Мамедов оказался прав: у этой истории не только «победного конца» нет – вообще какого-либо. Потому что история конфликта – история всего человечества.
М. Гальперин, Харьков
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.