[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2009 АДАР 5769 – 3(203)
ОБОЙТИСЬ БЕЗ СОВЕТА МУФТИЕВ
Борис Клин
Недавняя операция израильских войск в секторе Газа вновь поставила на повестку дня отношения между русскими евреями и мусульманами. Сопредседатель Совета муфтиев России, муфтий азиатской части России Нафигулла Аширов назвал антитеррористическую операцию против «Хамас» «Холокостом палестинского народа». Год назад, после того как Аширов назвал сионизм фашизмом, Федерация еврейских общин России «заморозила» отношения с Советом муфтиев. Кризис был преодолен при участии Общественной палаты, но, как показали дальнейшие события, муфтии с чувствами евреев не считаются.
Р. Гайнутдин
В марте 2008 года, когда вокруг высказываний Аширова разгорелся скандал, а межрелигиозный мир (предмет особой гордости российских властей) затрещал, впервые в Новейшей истории одна религиозная община страны отказалась от контактов с другой.
Русская православная ответственность за конфликт возложила на Совет муфтиев. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк заявил: «Я понимаю реакцию иудеев, муфтий Аширов постоянно делает заявления, задевающие не только еврейскую общину, но и православных». Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев напомнил наиболее «яркие» высказывания Аширова. Однажды, выступая против изучения в школах Евангелия, муфтий сравнил его с «Майн Кампф»! До этого он призывал избавить герб России «от религиозных символов», в частности убрав оттуда крест. «Этот муфтий давно не затрудняет себя мыслями о том, что его слова оскорбляют чувства людей», – заявил отец Андрей.
В итоге председателю Совета муфтиев Равилю Гайнутдину пришлось объяснять, что слова Аширова – лишь его частное мнение. «Делать заявления от имени Совета муфтиев может лишь его председатель», – сказал Гайнутдин.
До сих пор не могу понять, почему ФЕОР этим удовлетворилась.
Сам Аширов и не думал извиняться за свои антисемитские высказывания. (ФЕОР рассматривает «отрицание права на существование Израиля и его права на самооборону, а также определение сионизма как фашистской и расистской идеологии и практики как характерные черты антисемитизма».) Более того, муфтий Аширов публично посоветовал ФЕОР самой определиться – считает ли она себя сионистской организацией? «Если они ассоциируют себя с сионистами, то ни один добропорядочный мусульманин с ними общаться не будет, потому что сионисты творят преступления в Палестине. Если ФЕОР поддерживает эти античеловеческие преступления, как с ними общаться?!» – подчеркнул исламский лидер. Что же касается пояснений Гайнутдина о «частном мнении Аширова», то он произносит эту формулу как заклинание всякий раз, стоит его сопредседателю плюнуть православным или евреям на лацкан пиджака.
«Мы всякий раз после речей муфтия Аширова слышим, что он представляет не всех мусульман, – отметил епископ Марк. – Но если так, то возникает вопрос: кого же тогда представляет в Общественной палате председатель совета Равиль Гайнутдин? Я думаю, Совету муфтиев надо делать выводы: либо их поведение будет соответствовать их собственным декларациям о приверженности миру и уважению к представителям иных конфессий и Совет останется частью межрелигиозного диалога, либо голос Совета муфтиев, его мнение будет звучать в России все тише...»
К сожалению, год назад еврейская община не воспользовалась очевидной возможностью довести дело до логического конца и поставить СМР на причитающееся ему по праву место в ряду других «пламенных борцов с сионизмом», которых не пускают в приличные дома и на официальные государственные мероприятия. В результате мы по-прежнему видим Равиля Гайнутдина в Кремле, в Общественной палате, на всевозможных форумах.
При этом прогнозы об отставке Аширова с поста сопредседателя Совета муфтиев не сбылись. Да и вообще трудно сказать, на чем они были основаны. Ведь известный исламовед Роман Силантьев предупреждал открыто: значительная часть активистов Совета муфтиев России поддерживает его сопредседателя Аширова, а Гайнутдин просто не в состоянии влиять на ситуацию.
И вот год спустя мы видим, что Аширову и его приверженцам удалось вывести несколько сот человек на антиизраильские митинги. Не сравнить, конечно, с Европой, где в антисемитских акциях приняли участие десятки тысяч мусульман. Но лиха беда начало. В 2008-м поддержать «Хамас» в Москве собралось всего несколько десятков человек. Так что Аширов свою деятельность может считать вполне успешной.
Еврейские организации на этот раз и вовсе предпочли воздержаться от демаршей, ограничившись лишь язвительным комментарием. Такой подход вызывает недоумение.
Н. Аширов
Если я писал на страницах «Лехаима», что не стоит привлекать к уголовной ответственности за разжигание межнациональной, межрелигиозной и прочих розней, из этого вовсе не следует, что с антисемитизмом не следует бороться. Напротив, ему следует противостоять и в общественной жизни, и в политической, разоблачая его. Утверждая непристойность таких взглядов и невозможность приличным людям общаться с носителями таких взглядов.
Если русские евреи по-прежнему считают отрицание права Израиля на существование и самооборону проявлением антисемитизма, то Совет муфтиев должен был получить решительный отпор. И не только в связи с кощунственными заявлениями его сопредседателя Аширова. Совет муфтиев на своем официальном сайте выразил озабоченность бомбежками Газы, но почему-то молчал, пока хамасовцы обстреливали ракетами израильские города. Разве такой подход не демонстрирует безразличие СМР к гибели евреев от рук террористов и явное стремление поддержать лишь своих единоверцев в их борьбе за уничтожение Израиля?!
Надо определяться. Еврейские организации, еврейские лидеры должны ясно высказаться: либо они впредь ближневосточный конфликт рассматривают как проблему иностранного государства Израиль, до которого русским евреям нет дела, либо столь же недвусмысленно заявить, что они не станут мириться с деятельностью Совета муфтиев, не примут участия ни в одной акции Межрелигиозного совета, пока из него не будет исключен Совет муфтиев, что еврейские представители не будут участвовать в работе Общественной палаты, пока там находятся члены СМР, что представители еврейских организаций не появятся на официальных государственных мероприятиях, если там будет находиться Равиль Гайнутдин или его сопредседатели. Такие же меры необходимо осуществить и на региональном уровне. Пусть духовные управления мусульман сами решат, насколько межрелигиозный мир им дороже Нафигуллы Аширова.
Осложнит ли такой подход отношения с властями? Не исключено. Однако не стоит забывать, что кроме Совета муфтиев в России есть и другие исламские организации. Например, Координационный совет мусульман Северного Кавказа (глава Исмаил Бердиев) и Центральное духовное управление мусульман Талгата Таджуддина. Разумеется, они не в восторге от действий ЦАХАЛ в Газе. Не надо иллюзий. Но это люди, с которыми можно общаться, хоть это будет и непросто, можно сотрудничать. Верховный муфтий Таджуддин все-таки указал, что «“Хамас” провоцирует Израиль», а Бердиев призвал прекратить «вопить проклятия в адрес Израиля». Конечно, можно вспомнить, как Талгат Таджудин объявлял джихад Америке за вторжение в Ирак. Но ведь он же и заявлял СМИ, что не ставит под сомнение право Израиля на существование. Еще раз скажу: найти партнеров среди российских мусульман еврейские организации могут. А вот сидеть на одном гектаре с деятелями вроде Аширова, глумящимся над памятью жертв Холокоста, невозможно. Безнравственно и глупо. Если сегодня стерпеть пакости одного антисемита, другой завтра харкнет в лицо, а третий уже помочится на голову.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.