[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2009 КИСЛЕВ 5769 – 2(202)
РЕКОМЕНДАЦИИ ШЕФА
Как-то сразу все навалилось – кризис, очередное обострение в секторе Газа…
Что до кризиса, Л. Радзиховский считает (с. 47), что главное – не дергаться.
Тем более что не впервой. Вот Л. Кацис (с. 37) напоминает о реакции еврейских философов на куда более глубокий кризис – кризис культуры, когда «культура человечества выступает перед нами в виде провала и пропасти».
Впрочем, дано ли нам понять истинное положение вещей? Вот, пишет (с. 42) А. Ковельман, Филон Александрийский толковал, что человек не может видеть истинное Бытие, которое и есть Б-г.
Однако человек живет в мире действия. И решения принимать необходимо – даже руководствуясь смутной реальностью. На что опереться? Раввин Лазар рассуждает (с. 7) о приоритетах – защита жизней людей не может быть непропорциональной.
Хотя, конечно, компромиссы возможны. Вот только грань между компромиссом и предательством больно тонка. Выбирай, но осторожно (с. 18) – без Б-жьей помощи тут не обойтись. Потому-то мастера разумного компромисса, каковыми не только в анекдотах представляются раввины, изначально не просто сдавали экзамен, а рукополагались, получая в довесок к «диплому» еще и посвящение от самого Моше, напоминает (с. 14) Е. Левин. Немудрено, что, при такой преемственности, иудаизм в греко-римскую эпоху вызывал к себе огромный интерес в среде язычников. Об этом исследование (с. 25) М. Туваля.
А Марк Шагал вспоминал (с. 30), что и спустя тысячелетия еврейский образ жизни поражал и зачаровывал.
Упрямство горы свернет. Вот ведь смог 1 (один!) человек в СССР (!) составить и довести до издания в названной же стране иврит-русский словарь. Каким он был, этот упрямец, Феликс Львович Шапиро, рассказывает (с. 58) его дочь.
И тем не менее, куда уж мы без компромиссов? М. Горелик разговорил меня (с. 48) на безысходную тему жертв, на которые может и должен идти переводчик и издатель Башевиса. Все более чем неоднозначно.
Собеседники А. Мамедова (с. 62), мэтры авторской песни, рассуждают о том, что главное – сохранить искренность интонации.
Судя по всему, искренность интонации определяет и деятельность режиссера Алексея Аграновича, среди прочего, постановщика «Ханук в Кремле», с которым беседует (с. 67) Н. Александров.
А что, как не искренность, более всего ценил в человеке основатель хасидизма Бааль-Шем-Тов? Мы начинаем публикацию (с. 73) рассказов о нем крупнейшего из ивритских писателей Нового времени Шмуэля-Йосефа Агнона.
Весьма искренен в своем «объяснении в любви» персонаж песенки (с. 92) Гебиртига. И кстати, одновременно бескомпромиссен.
Вот, в общем, два определяющих слова. Компромисс и искренность. Так или иначе, в кругу этих понятий существует любой творческий человек. Лишний раз это подтверждают и новая книга Ильи Кабакова (о ней – с. 95), и недавняя московская ретроспектива работ легендарного Оскара Рабина (с. 113 и обложка).
Ваш Борух Горин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.