[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2009 КИСЛЕВ 5769 – 02(202)
Здоровье тела, сознаниЯ и духа
Составитель Шолом-Бер Вайнберг
О проблемах с речью и заикании
О хрипоте
<…>Вы пишете о проблемах со здоровьем, прежде всего о хрипоте. Сообщаете, что консультировались с врачами; им не удалось определить точную причину хрипоты, но Вам предписали отдых, по крайней мере для голосовых связок – чтобы Вы как можно меньше разговаривали. Полагаю, стоит спросить у Вашего врача, как Вам общаться, чтобы речь не утруждала Вас, носила бы, так сказать, “поверхностный характер” (в физическом плане, но не в духовном – Б?же сохрани!).
За последние несколько десятилетий ораторы – даже вполне здоровые – освоили способ речи, не приводящий к ненужному напряжению голосовых связок (в их числе есть люди, которым приходится говорить довольно много).
Основная особенность этого метода, как следует из самого слова “поверхностный”, состоит в том, чтобы речь человека, даже говорящего громко и взволнованно, затрагивала бы только внешние области вокализации, но не голосовые связки.
Конечно, научиться говорить таким образом было бы очень полезно в Ваших нынешних обстоятельствах – и вполне возможно, это пригодилось бы даже после того, как Вам станет лучше и Вы полностью выздоровеете.
Как победить заикание
Вы пишете, что страдаете от заикания и несколько врачей уже лечили Вас, но безрезультатно.
Поскольку врачи-специалисты обычно успешно справляются с заиканием, по крайней мере в известной степени, Вам нужно найти именно такого специалиста и проконсультироваться с ним.
<…>Кроме того, согласно нашим благословенной памяти мудрецам, Тора и мицвот – это сосуд, из которого мы получаем благословения Б?жьи. Поэтому Вам следует с большим прилежанием изучать Тору и тщательно соблюдать мицвот. Тем самым увеличатся благословения Б?жьи на все, что бы Вам ни потребовалось.
<…> Замечу также, что, как правило, заикание вызвано отсутствием мира в душе, неудовлетворенностью собой и недостаточной уверенностью в себе, страхом перед людьми. Вне всяких сомнений, заикание связано не с физиологией, а с нервами.
<…> Поскольку физическое связано с духовным, то в ситуации, подобной Вашей (когда возникают проблемы с речью), Вам нужно улучшить Вашу “мицва-речь”, то есть произнесение слов Торы и молитв.
Вам также следует строго воздерживаться от нецензурных слов, от оскорбительных речей и даже от разрешенных, но несущественных слов – от всего того, что перечислено в комментарии Рамбама на Мишну, в конце главы Авот. Состояние нервозности можно преодолеть, когда размышляешь о предметах, укрепляющих веру в Б?га, – особенно о том, что Б?жественное провидение распространяется на каждый аспект жизни человека.
Благодаря этому для Вас не будет иметь значения, что думают о Вас люди. Вы станете гораздо менее чувствительны к реакциям извне, что повысит Вашу самооценку.
Несомненно, лечащий врач даст Вам дополнительные рекомендации и подробно расскажет, как преодолеть заикание. Кроме того, когда Ваше общее здоровье улучшится, успокоятся нервы, последствия нервозности, то есть заикание, уменьшится.
<…> Пусть в Вашем сознании навсегда запечатлеется мысль: “Представляю Г?спода пред собой всегда“ (Теилим, 16:8). Он есть воплощение добра и желает добра Своим творениям, Он направляет каждого по уготованной ему Б?жественной стезе, как подробно разъясняет нам учение хасидизма.
<…> Когда у Вас в сознании запечатлеется эта мысль, уменьшатся и ослабнут нежелательные явления – следствие неуверенности в себе и робости – как об этом сказано в стихе: “Г?сподь со мной, не устрашусь” (Теилим, 118:6).
<…>Когда Вы укрепитесь в вере, Вас не будет пугать необходимость выступать перед людьми, и Вы начнете говорить спокойно. Мало-помалу речь Ваша улучшится.
P. S. Я бы также настоятельно советовал Вам проверить тфилин, чтобы убедиться в их кошерности согласно еврейскому закону, и давать несколько монет на цдаку перед утренней молитвой в будние дни.
О нечеткой речи
Вы сообщаете, что Ваша дикция и артикуляция требуют исправления.
Проконсультируйтесь со специалистом в этой области, поскольку в последнее время открыты многие новые методы эффективного лечения. Проблема дикции почти всегда связана с нервозностью и мыслительными проблемами, поэтому чем меньше внимания Вы будете обращать на Вашу манеру речи и расстраиваться из-за того, что она не такая, какой должна быть, тем эффективнее будет лечение, и Ваше состояние улучшится.
По мере укрепления Вашей веры в Б?га, Творца и Вершителя судеб мира, Который видит все и каждого направляет по уготованной ему Б?жественной стезе, страхи и огорчения все реже будут посещать Вас, и Ваша речь исправится. Ибо, размышляя над сказанным выше, Вы придете к выводу, что нет причин огорчаться, ведь Б?г есть “Воплощение добра” и “в природе Того, Кто добр, творить добро”.
Очевидно также, что чем усерднее и прилежнее Вы будете изучать Тору и соблюдать мицвот, тем больше благословений будет Вам на все Ваши дела. Поскольку всякое дело нуждается в Б?жественной помощи, Вам нужно соблюдать традицию ежедневного чтения Теилим после утренних молитв, согласно месячному циклу чтения, так же как давать в будние дни несколько монет на цдаку до утренней молитвы. Кроме того, проверьте ваши тфилин на кошерность.
Дам и практический совет: почувствовав, что Вам трудно произнести какие-то слова, не пытайтесь произнести их немедленно. Воздержитесь от произнесения одного-двух слов или поговорите о чем-то ином. Когда напряжение от неудачной попытки ясно и четко произнести конкретное слово спадет, ситуация исправится сама собой.
Об алексии
<…> Вы пишете об N, который не может складывать буквы в слова. Видимо, этот человек страдал от разновидности алексии, так называемой “словесной слепоты”.
Вам следовало бы проконсультироваться со специалистом в этой области. Целесообразно также стремиться повышать свой статус в других сферах деятельности: очень часто люди, страдающие подобными заболеваниями, успешно развиваются и трудятся в иных областях – иногда даже достигают уровня выше среднего.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.