[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2009 КИСЛЕВ 5769 – 2(202)

 

Футуристи­ческая философия

 

Илья Зданевич [Ильязд]

Философия футуриста: Романы и заумные драмы М.: Гилея, 2008. – 840 с.

На первый взгляд нет никакого смысла рецензировать в “Лехаиме” громадный том выдающегося русского футуриста Ильи Зданевича, прославившегося своими заумными драмами из пенталогии “пятерка дейстф”, куда входят произведения типа “Янко круль албанскай” или “Ле Дантю фарам”, созданные между 1915 и 1923 годами и изданные в Тифлисе или в Париже.
Конечно, факт издания редчайших авангардных текстов, ставших наконец доступными не только обладателям коллекций футуристической книги, знаменателен и сам по себе. Однако наш интерес в другом. “Гилейский” том содержит впервые печатаемый по рукописи роман “Философия” о революции, Гражданской войне и раннем послевоенном времени. Текст этот написан примерно в 1929–1930 годах и никакой зауми не содержит. Это действительно философский роман, призванный осмыслить то, что произошло с Россией в начале ХХ века. В нем множество разговоров и обсуждений различных аспектов бытия России, отсылающих ко всей русской философской традиции – от ранних славянофилов и Федора Тютчева с его идеями построения единой Славянской империи под короной русского царя до Владимира Соловьева и даже Алексея Лосева.
Однако центром всего романа является мистическое путешествие героя-автора Ильязда через всю белую и советскую Россию в Константинополь, владеть которым так стремилась Российская империя на протяжении всей ее истории. В ходе этого путешествия Ильязд встречается с человеком, который всем своим поведением, разговорами и т. д. стремится показать, что является Мессией. Но из еврейской истории мы знаем, что в Константинополь приходил знаменитый лжемессия Шабтай Цви, и именно в этом городе, уже увлекший за собой массы последователей, евреев и христиан, он под угрозой смерти принял ислам.
Этот историко-религиозный подтекст проступает на всем протяжении романа, в “Философии” упоминается даже имя Шабтая Цви. Однако конструкция романа Зданевича куда сложнее. И сложность эта обусловлена, прежде всего, исторической реальностью того времени. Ведь и в самом Константинополе, и на Принцевых островах, и на Галлиполи разворачивались тогда судьбоносные для всей мировой истории события. На Галлиполи, к примеру, был когда-то лагерь сторонников Шабтая Цви. Теперь же здесь оказались и русские беженцы, и даже сионисты из Еврейского легиона Жаботинского, а недалеко отсюда – сторонники изгнанного красного лжепророка Льва Троцкого. Все это в сочетании с окружающими острова знаменитыми мечетями и бывшими христианскими храмами провоцировало мистическое осмысление событий 1920?х годов.
И тут Ильязд, не только выдающийся авангардист, но и крупный византолог, исследователь храмовой архитектуры Черноморского побережья и константинопольской Софии, ставшей мечетью (что немаловажно в связи с Шабтаем Цви), решил разработать новую сюжетную линию. Он придумал историю про неких евреев, которые прячутся в каменных гробах под Айя-Софией, чтобы в какой-то момент взорвать ее и не дать возникнуть месту лжемессианского поклонения, противостоящему Иерусалиму. В свою очередь мусульмане охраняют свою святыню от посягательств не только евреев, но и русских офицеров-эмигрантов, которые, в полном соответствии с имперскими целями рухнувшей державы, хотят восстановить на константинопольской Софии крест.
Заканчивается все предсказаниями Ильязда о том, что к Софии приближаются большевики. Чуть позже, уже во время второй мировой войны, нечто подобное хотел сделать Сталин, однако – видит око да зуб неймет. Иерусалим, как и предвидел Владимир Соловьев, стал столицей еврейского государства, а вот Антихрист, предсказанный в “Краткой повести” о нем, все еще не пришел. Впрочем, если и придет, то, по Соловьеву, его поддельность, т. е. необрезанность, разгадают евреи и восстанут против лжемессии. Но будет это все же не в Стамбуле, а на Святой земле. Что же касается последователей Шабтая Цви, то они, кажется, продолжают жить примерно там, где застал их когда-то Ильязд. АллМихаил Эдельштейн

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.