[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2009 КИСЛЕВ 5769 – 02(202)
"ХАНУКА В КРЕМЛЕ" - ЭТО БРЕНД
Николай Александров
Праздник Хануки – контекст, в котором проходит церемония вручения премий “Человек года” по версии Федерации еврейских общин России. Правда, в этом году вручение премий состоялось не во время Хануки, а чуть раньше. Принципиальная разница по сравнению с прошлогодним мероприятием заключалась в том, что режиссер праздника Алексей Агранович решил сделать акцент на самой церемонии, а не на шоу.
Каждую номинацию – “Мужество”, “Театр”, “Человек-легенда” и другие – представляли блистательно выполненные, грустные и очень еврейские анимации. В отличие от прошлогоднего действа, был ведущий (в прошлом году все сопровождалось “закадровым голосом”). В роли ведущего выступил Владимир Познер. Устроители вечера “Ханука в Кремле” старались, чтобы каждый вручающий премию мог представить какой-то свой номер. Потому появились актеры Александр Филиппенко, читавший рассказ Юрия Олеши (над залом будто растянулось одесское небо, в котором парил аэроплан авиатора Уточкина), Михаил Козаков – Иосифа Бродского, тележурналист Николай Сванидзе, музыканты Аркадий Шилклопер и Игорь Бутман. Была приглашена одна из ведущих клезмерских групп “Klezmer Madness” замечательного кларнетиста Дэвида Кракауэра. Первый блок номинаций был объединен названием “Общество”. В номинации “Общинная жизнь” статуэтку “Скрипач на крыше” работы скульптора Франка Мейслера – за организацию гуманитарных действий во время войны на Северном Кавказе получил председатель еврейской общины Владикавказа Марк Петрушанский. Награду ему вручала посол Государства Израиль в России Анна Азари, напомнившая всему залу о недавней эйлатской катастрофе, в которой погибли российские граждане. Она попросила почтить их память минутой молчания. Джазмен Игорь Бутман вручил статуэтку в номинации “Журналистика” Леониду Млечину, ведущему телепрограммы “Особая папка” телекомпании “ТВ Центр” за цикл передач об Израиле, а Михаил Козаков наградил Армена Джигарханяна за спектакль “Нас ждут далеко-далеко”, поставленный по пьесе Башевиса Зингера. Режиссер Сергей Урсуляк получил награду из рук актера Александра Филиппенко в номинации “Телевидение” за сериал “Ликвидация”. Сам Урсуляк по этому поводу заметил: через несколько месяцев после выхода сериала ему было сказано, что вот, наконец-то на телевидении появился настоящий русский мужик. Сидевшим в зале было невдомек, что всего этого феерического действа могло и не быть: кризис вносит свои коррективы. Немалую роль в том, что вручение премии “Человек года” состоялось, и состоялось именно так, сыграл режиссер Алексей Агранович, который уже второй год подряд занимается постановкой праздника “Ханука в Кремле”.
– А как так получилось, что именно ты стал режиссером проекта “Ханука в Кремле”?
– Полтора года назад мы познакомились с Александром Бородой и Борухом Гориным. Им кто-то меня порекомендовал. А потом Надя Соловьева (компания “САВ интертеймент”), являющаяся сопродюсером и соорганизатором церемонии, пришла ко мне. Так что все делали по существу три организации: Федерация еврейских общин, компания “САВ интертеймент” (они занимались в основном технической стороной, приглашением артистов из-за рубежа) и моя компания, которая называется “IDI Group” – она занималась креативной разработкой.
– То есть проект “Ханука в Кремле” появился без твоего участия?
– С моей точки зрения, утилитарной, режиссерской, – это очень трудная площадка для подобного мероприятия. Я был и остаюсь ее... противником. Хотя, конечно, понимаю, что в этом бренде заложен глубокий смысл. Кремлевский дворец тяжело сделать домашним, интимным. Он тянет за собой необходимость делать шоу. Что, с одной стороны, интересно, а с другой – трудно делать шоу на таких площадках, имея полдня для репетиций. В прошлом году для этих целей мы арендовали на три дня павильон “Мосфильма”, мелом вычерчивали сцену. В этом, “кризисном”, году таких финансовых возможностей не было. В октябре мы встретились с Александром Моисеевичем Бородой, в ходе беседы мне показалось, что Федерация уже подумывает вовсе не проводить мероприятие в этом году: спонсоров-то найти не легко. И помню, я сказал: Хануку вы же не отмените, она все равно пройдет, поэтому нам нужно будет просто понять, какие у нас возможности, и действовать исходя из них. Бюджет был сокращен почти в три раза, но мы осилили все за счет того, что отказались от чего-то, что-то переделали.
– Были ли принципиальные изменения по сравнению с прошлым годом с режиссерской точки зрения?
– Когда я в первый раз вел переговоры о своем участии, я сказал: “Если мы решили договориться, то давайте откажемся от участия хора Турецкого и других „традиционных„ представителей еврейской культуры в России. Если вы готовы пойти на это, я с удовольствием возьмусь за работу”. Так появились театр “Хэнд Мэйд” из Петербурга, с которым мы к тому времени довольно много работали, замечательная художница Илана Яхав из Израиля. Появилось несколько музыкальных коллективов: мы попросили Борю Сехона, отца Маши Сехон, собрать пять-шесть самых разных артистов. Это была группа, в прошлом году державшая ритм всей церемонии. Было важно, что это разные этнические лица, которые при всем этом являются в той или иной мере носителями еврейской культуры. Были Стивен Бернстайн, Хен Цимбалиста. Мы пригласили также группу “Gogol Bordello”, что произвело довольно странное впечатление на собравшихся. Группа “Gogol Bordello” летела из Лондона – они вечером вылетели, утром должны были вернуться, мы их выдернули из тура, – по дороге самолет посадили в Польше, по причине грозового фронта, и это не могло не сказаться на состоянии коллектива. Они приехали все уже очень веселые, минут за 15 до выхода на сцену. И вот с шумом, улюлюканьем вывалились, когда осталась примерно треть зала.
– “Ханука в Кремле” стала заметным культурным событием?
– Я считаю, что нет. Все-таки пока это событие для узкого круга людей. “Ханука в Кремле” во многом держится на частной инициативе. Хотя понятно, что, скажем, одно выступление Дэвида Кракауэра вполне тянет на значительное культурное событие...
Площадок в Москве предостаточно, можно было бы отмечать Хануку и вручать премии “Человек года” в Театре им. Станиcлавского и Немировича-Данченко или в “Гараже” Мельникова (Российский еврейский музей), можно было бы подыскать “теплые”, “домашние” площадки еще где-то. Но теперь вот получается, уже нельзя, шаг сделан, и сделан не без помощи Алексея Аграновича: “Ханука в Кремле”, похоже, становится брендом, и было бы совершенно нелепо отказываться от него, как-то не по-еврейски, даже если усугубится кризис и ослабнет частная инициатива. Да и круг поклонников у “Хануки в Кремле” не такой уж узкий для двухлетнего стажа – зал был практически полон. Люди ждут следующего праздника, и не где-нибудь, а в Кремле.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.