[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2009 ТЕВЕТ 5769 – 1(201)

 

МЫ РЕШИЛИ ОСТАТЬСЯ

Беседу ведет Хана Гопин

Когда из жизни уходит человек, мир меняется. Поэт-метафизик Джон Донн говорил: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». Когда из жизни уходит молодой человек или два молодых человека, как ушли раввин Гавриэль Гольцберг, руководивший центром Хабада в индийском Мумбаи, и его супруга Ривка Гольцберг, когда уходят так, как ушли они, материки не просто умаляются, – дают трещину. Сохранить их и единство человека со всем Человечеством возможно, если не забывать, помнить всех, кто был Его частью.

Еще вчера рабанит Ривка Гольцберг была частью Человечества, а сегодня, скорбя и вспоминая о ней, мы публикуем интервью, напечатанное в луганском журнале «Мир еврейской женщины» (2005, № 62), которое взяла у Ривки главный редактор журнала рабанит Хана Гопин. Это интервью называлось «Привет с Востока». Сегодня такое название показалось нам неуместным: мы его воспринимаем уже иначе. В этом коротеньком интервью уместилась вся жизнь Ривки Гольцберг, за исключением последних трех с лишним лет. А некоторые высказывания героини поражают своей судьбоносностью, например, такое: «<…> хасидское воспитание дало себя знать, и спустя некоторое время мы подумали: “Наверное, это испытание, которое должны выдержать!” Поэтому решено было остаться в Мумбаи». Формально это интервью еще вчера показалось бы нам незавершенным, однако сегодня, когда мы знаем, как оборвался земной путь Ривки, разговор о Хабаде, обрушившемся на Индию цунами и чудом уцелевших еврейских туристах на «удивительно красивых» островах приобретает иной смысл и придает интервью завершенность, возможную только в случае ухода человека из жизни.

– Ривка, могли бы вы рассказать о себе и о своей семье?

– Я родилась в Афуле (Израиль), этот город расположен в Изреэльской долине. Мои родители – Шимон и Йеудит Розенберг – были посланы Ребе в Афулу тридцать три года назад. Я росла в атмосфере полной самоотдачи и помощи ближнему. В нашем доме всегда были гости. Я окончила хабадскую школу, а потом продолжила образование в педагогическом колледже «Бейт Ривка» в Кфар-Хабаде. Три года назад я вышла замуж за рава Гавриэля Гольцберга. После свадьбы мы поселились в Мигдаль-а-Эмек, там мой муж учил Тору в колеле, а я работала учительницей в школе. Сегодня мы живем в Индии, в промышленном и торговом центре Мумбаи. Мы руководим работой «Бейт Хабад».

– Как появилась идея отправиться в Индию?

– Еще до встречи с моим будущим мужем я знала, что выйду замуж за парня, одержимого идеей шлихута. Поэтому почти сразу после свадьбы мы обратились к лицам, отвечающим за работу с посланниками в Израиле и США, и начали интересоваться имеющимися вакансиями.

– Были ли у вас другие предложения, и если да, то почему вы выбрали Индию?

– У нас были заманчивые варианты и в Израиле, и в США (мой муж уроженец Нью-Йорка и свободно говорит по-английски). Также предлагали работать на Дальнем Востоке. Вначале мы всерьез рассматривали этот вариант, поскольку он нравился моему супругу. Но предложение открыть «Бейт Хабад» в совершенно новом месте, где ничего подобного (никаких ортодоксальных еврейских организаций) никогда ранее не было, восхитило нас. Для начала мы решили съездить туда на две недели, чтобы посмотреть город и условия. Что я могу вам сказать? Это был полный шок. Жуткая жара окутала нас сразу же, как только мы спустились по трапу. А запах, который витал повсюду... Я до сих пор не могу его описать. (Надо сказать, спустя полтора года, я почти привыкла и уже не замечаю его.) Мы вышли из аэропорта, молодая пара с маленьким ребенком, и мгновенно оказались окружены огромной толпой людей. Каждый предлагал нам помощь в качестве носильщика, чтобы заработать несколько монет. В конце концов мы смогли освободиться от них и взять такси, которое отвезло нас в отель в центре города. За две недели мы получили множество впечатлений. Их хватит на несколько длинных историй. В итоге мы единодушно пришли к выводу, что город нам не слишком нравится и мы не хотим оставаться здесь. Однако хасидское воспитание дало себя знать, и спустя некоторое время мы подумали: «Наверное, это испытание, которое должны выдержать!» Поэтому решено было остаться в Мумбаи.

– Расскажите немного о стране: ее расположении, языке, экономическом и политическом положении.

– Британцы правили здесь до 1948 года. Их влияние ощущается до сих пор: в языке – очень много людей говорит по-английски, – в стиле, в сфере законодательства, в дорожном движении… Индия богата полезными ископаемыми, ее экономическое положение постепенно улучшается, хотя, возможно, это пока не совсем заметно. Деньги оседают у небольшой группы людей, составляющих верхушку политической и деловой элиты и не доходят до нуждающихся. Индия – страна противоречий. Здесь небоскребы соседствуют с жалкими лачугами, богачи с оборванными нищими. Государство состоит из нескольких штатов (Махараштра, Гоа и других), почти в каждом из них свое наречие или язык. Языком международного общения является английский.

Погода у нас в Мумбаи жаркая и влажная круглый год. Чтобы было понятно, скажу так: в нашем гардеробе нет свитеров и пальто. Холодно не бывает! И вовсю работают кондиционеры.

В индийском обществе существовала кастовая система. Сегодняшним законом она запрещена, однако пережитки ее еще очень распространены. Еврейская община Индии сильно отличается от остальных общин мира. Местные евреи не называют себя иудеями. Они говорят: «сыны Израиля». Основателями общины стали семь еврейских семей, уцелевших во время кораблекрушения, которые сумели добраться до побережья и поселились в Мумбаи. Они хранили традиции, насколько могли. Было это еще в эпоху Второго храма.

– От чего вы испытали первый шок, когда прибыли на место?

– Вся Индия – это первый шок! Шум, давка, толчея, огромное количество домашних торговцев, инвалидов (которых таковыми умышленно делают родители). Вот, пожалуйста, восемь признаков типичного индуса. Первый: время на его ручных часах не совпадает со временем на часах его приятеля. Второй: он ценит и уважает все, что связано с любой духовной системой или религией. Третий: он не может сказать «нет». И даже если он не знает нужного пути, все равно поведет вас, пусть даже в противоположную сторону. Четвертый: он ест очень острые блюда. Пятый: предпочитает сидеть на полу (да-да, и женщины тоже), а не на стульях. Шестой: он улыбчив и весел, независимо от того, богат он или беден. Седьмой: не стесняется просить «на чай», даже если выполняет работу за деньги, как, например, почтальон. Восьмой: индус носит дхути, традиционную одежду мужчин, – кусок ткани, обернутый вокруг бедер, напоминающий юбку. Женщины носят сари – длинную ткань, которая закрывает целиком все тело.

А вот три главные трудности на начальном этапе и как с ними справиться. Первая: поиск квартиры в Мумбаи. С этим сталкиваются все иностранцы. У нас это заняло три месяца. Мы почти что отчаялись, я уже хотела вернуться домой. Но мы взяли себя в руки. И все от Всевышнего: нам удалось найти для «Бейт Хабад» прекрасный номер «пентхауз» в гостинице, напротив моря, по подходящей цене. Вторая: на чужого человека местные смотрят как на наживу. Когда тебе нужна помощь, ты не знаешь, на кого положиться. Помогут тебе или же попытаются выудить как можно больше денег?.. Это трудно понять тому, кто привык помогать безвозмездно. Третья: чувство, что твоя семья находится далеко. Но сегодня есть Интернет в режиме онлайн и телефон, и близкие люди всегда могут поддержать тебя. А когда становится совсем невмоготу, мы едем в Израиль навестить родных.

«Среди этих туристов были люди, посещавшие наш “Бейт Хабад”, они очень обрадовались, увидев моего мужа».

 

– Я слышала замечательную историю, которая произошла с вашим мужем, когда на Индию обрушилось цунами. Не могли бы вы ее рассказать?

– Полгода назад весь мир с тревогой и надеждой следил за последствиями цунами – ужасной катастрофы, обрушившейся на Таиланд, Индонезию и Индию. Индии принадлежит несколько удивительно красивых островов: Андаманские острова и Никобар, их посещает множество туристов. В результате цунами связь с островами прервалась. А в это время на Андаманских островах находилось около 120 евреев из Израиля и США. Телефоны в нашем офисе буквально разрывались от многочисленных звонков родственников этих людей, пытавшихся узнать хоть какую-нибудь информацию о своих близких. Мой муж решил, что должен лично поехать на место и узнать их судьбу. Вначале никто не соглашался доставить его на Андаманы. Перевозчики были в шоке. В конце концов ему удалось попасть на остров, где он, к своей величайшей радости, узнал, что все еврейские туристы, слава Б-гу, целы и невредимы. Интересно, что они даже не знали, что произошло, не знали, что об их судьбе беспокоится столько людей. На Андаманах привыкли, что связь с окружающим миром периодически пропадает на некоторое время. Среди этих туристов были люди, посещавшие наш «Бейт Хабад», они очень обрадовались, увидев моего мужа. Муж привез с собой спутниковый телефон, и туристы получили возможность позвонить своим близким, успокоить их. Многие с радостью согласились надеть тфилин. Была устроена благодарственная трапеза – за спасение, дарованное Всевышним. Ведь несколько соседних островов полностью оказались под водой.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.