[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2008 КИСЛЕВ 5769 – 12(200)

 

ТретьЯ мироваЯ

 

Третья мировая Баси Соломоновны

Антология

М.: Текст; Еврейское слово, 2008. – 288 с. («Проза еврейской жизни»)

Асар Эппель сам замечательный рассказчик, тонко чувствующий язык, создатель целого мира, целой энциклопедии типов и характеров жителей московского Останкина послевоенной поры. И в данном случае, то есть в составлении этой антологии, его чутье рассказчика сказалось в полной мере.

Главное достоинство рассказов, составивших сборник, – их разнородность. Вроде бы это и неудивительно, поскольку в книгу вошли произведения авторов, совсем не похожих друг на друга ни по языку, ни по стилистике, ни по мировоззрению – от Алексея Варламова до Маргариты Хемлин. Но и сами по себе рассказы представляют довольно пеструю картину: здесь и притча, и фельетон, и воспоминания, и случайная сценка. Иными словами, книга лишена монотонности, она на удивление разнопланова, при том что тема действительно одна.

Название, навеянное рассказом Маргариты Хемлин, описывает ее вполне точно. Главная героиня, Бася Соломоновна, решает, что 22 апреля 1970 года, в столетний юбилей Ленина, начнется третья мировая война. Более емкий символ ХХ века придумать трудно. Революции и мировые войны составляли его суть. Две фобии соединились в одну, в один советский миф. Собственно, об этом, о советском мифе, пронизывающем всю ткань существования, выворачивающем жизнь наизнанку, повествуют большинство текстов сборника. Еврейская тема здесь лишь составляющая этих рассказов о советскости.

Уже первое произведение – рассказ Василия Аксенова «Победа» – задает основной тон, берет главную ноту, которая будет звучать на протяжении всей книги. Ситуация проста: гроссмейстер играет в шахматы со случайным попутчиком. Гроссмейстер – интеллигент. Попутчик – нахрапистый тип с огромными руками и татуировкой Г. О. на левом кулаке. И шахматная партия превращается в знакомую ситуацию противостояния обыкновенной человечности и советского жлобства. Хотя ничего прямо не говорится, в основе рассказа – фигура умолчания. А еврейская тема звучит один раз и как будто косвенно:

– Вот интересно: почему все шахматисты – евреи? – спросил Г. О.

– Почему же все? – сказал гроссмейстер. – Вот я, например, не еврей.

– Правда? – удивился Г. О. и добавил: – Да вы не думайте, что я это так. У меня никаких предрассудков на этот счет нет. Просто любопытно.

– Ну, вот вы, например, – сказал гроссмейстер, – ведь вы не еврей.

– Где уж мне! – пробормотал Г. О.

 

Гроссмейстер проигрывает. Намеренно. Как будто избегая какого-то другого, не шахматного, а уже жизненного конфликта. И именно эта, угадываемая и хорошо знакомая типология жизни составляет основу рассказа. И дальше в книге именно она выходит на первый план. О чем бы ни шла речь. О собаке, которую крановщик Чикин подбирает на улице и называет Саррой. Он кормит ее, гуляет с ней и бьет по воскресеньям: «Сарра, – звал он, – выходи. Чего уж там? Надо творить искупление вашей нации, будем вам делать аминь» (Георгий Балл, «Сарра»). Или о трех еврейских женщинах: бабушке, матери и дочери, в судьбах которых как будто воплотилась какая-то страшная жизненная правда. Словно бы от столкновения с темной советской жизненной составляющей их сила и мудрость искажаются и начинают уничтожать самих себя (Людмила Петрушевская, «Как много знают женщины»). Или о странном человеке по фамилии Головкер, который только и смог проснуться, эмигрировав в Америку, оставив серую советскую повседневность Ленинграда, жену и приемную дочь, и окончательно осознал свое пробуждение, когда приехал навестить бывших родственников (Сергей Довлатов, «Встретились, поговорили»).

В конце концов, именно этому посвящена книга – преодолению советскости, страшного жизненного строя, который противостоял человечности, который не ценил все то, что и составляет жизненную ценность: душевную тонкость, хрупкое и нежное вещество существования. Если подумать, то это противостояние, собственно, и есть третья мировая война.

Николай Александров

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.