[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2008 КИСЛЕВ 5769 – 12(200)
Что делать семейной паре, которой не удаетсЯ заЧать ребенка
Евгений Левин
Раввин Давид Мишлов, читавший в Университете Бар-Илан курс «Семейная жизнь в свете Алахи», нередко говорил на лекциях: «Есть проблемы, у которых в принципе не может быть “хороших” решений. Например, если больные родители человека живут в другом городе и он должен выбирать между обязательствами по отношению к ним и к своей семье, – любое решение раввина неизбежно будет очень болезненным». В этой статье мы поговорим об одной из таких проблем, связанных с заповедью плодиться и размножаться.
Согласно Торе, Всевышний, сотворив первых людей, обратился к ним с такими словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею...» (Берешит, 1:28). Еврейская и христианская традиции понимают эти слова по-разному. Христиане считают, что в данном случае речь идет о благословении, поскольку перед этим сказано: «И благословил их Б-г». Однако с еврейской точки зрения этот стих следует понимать как заповедь, в соответствии с которой человек обязан иметь детей. Как писал Рамбам, «нам заповедано размножаться, чтобы род человеческий не пресекся» (Книга заповедей, разд. Повелевающие заповеди, с. 212).
Приведенные слова Всевышнего были обращены как к мужчине, так и к женщине. Однако мудрецы Талмуда после долгой дискуссии пришли к выводу, что эта обязанность возложена только на мужчин. Женщина же, если хочет, может оставаться бездетной, не нарушая при этом закон (Мишна, Йевамот, 6:6). Этому решению есть несколько объяснений. Наиболее логичным из них нам кажется следующее: беременность и роды всегда связаны с серьезной опасностью для здоровья и даже жизни. Обязать же человека рисковать жизнью нельзя.
Заповедь плодиться и размножаться считается в иудаизме одной из важнейших, ибо, как справедливо заметил средневековый испанский автор, «благодаря этой заповеди есть возможность исполнить и все остальные» (Сефер а-хинух, заповедь 1). Однако в жизни, к сожалению, нередко возникают ситуации, препятствующие ее исполнению. Причем это относится не только к одинокому человеку, который по какой-то причине не нашел «добродетельную жену», но и к тому, кто состоит в браке и честно живет по законам Торы, в надежде произвести на свет ребенка.
Причины бесплодия различны: от медицинских до алахических (если овуляция наступает у женщины раньше, чем она вправе пойти в микве после окончания месячных). Даже современной медицине далеко не всегда удается решить эту проблему. Поэтому во всех поколениях у евреев, к сожалению, было много бездетных пар, спрашивающих раввинов, как им поступать.
Авраам советуется с Сарой. Джеймс Тиссо.
Эта проблема обсуждается уже в Мишне. По словам мудрецов, «если человек прожил с женой десять лет и она не родила ему ребенка, он не должен сидеть сложа руки» – то есть, как разъясняет Раши, ему следует «либо взять вторую жену, либо развестись с первой и жениться вторично» (Мишна, Йевамот, 6:6 [64а], см. также Раши).
Говоря «или, или», Раши в данном случае рассуждал сугубо теоретически. Ибо даже в его эпоху большая часть ашкеназских общин официально запретила многоженство (установление этого запрета обычно приписывают величайшему ашкеназскому законоучителю рабейну Гершону Светочу Изгнания). Поэтому для бездетной пары реально существовал лишь один вариант – развод и попытка создать новую семью.
Поскольку тогдашние врачи не могли точно установить, кто из супругов бесплоден, то в случае развода бездетной пары и муж, и жена имели право сочетаться вторым браком. Однако, если женщине вновь не удавалось забеременеть, это считалось доказательством ее бесплодия, и в таком случае рассчитывать на третий брак она уже, как правило, не могла (Рамбам к Йевамот, 6:6).
Разумеется, к данному закону было множество дополнений и разъяснений, регламентирующих его применение. Например, если муж надолго уезжал или находился в плену, то время его отсутствия при вычислении десяти бесплодных лет не учитывалось. Этот закон распространялся также на случаи болезни одного из супругов. Кроме того, считалось, что святость Земли Израиля избавляет человека от бесплодия. Поэтому, если бездетная пара переселялась в Святую землю, отсчет десяти лет начинался заново, с момента репатриации. (Вавилонский Талмуд, Йевамот, 64а). Тем не менее, несмотря на все эти установления, в каждом поколении оказывалось немало бесплодных пар, и по закону они должны были расстаться.
В мидраше есть рассказ о благочестивых супругах, которые, не родив за десять лет ребенка, по обоюдному согласию, развелись, поняв: «Творцу нет от нас никакой пользы» (Берешит раба, 17:7). Однако далеко не все евреи вели себя столь смиренно в подобной ситуации. Поэтому раввинам нередко приходилось решать, что делать, когда либо жена, либо муж категорически не желали разводиться, хотя у них не было детей.
Согласно букве закона, муж вправе развестись с женой независимо от ее согласия. Однако уже в Средние века упоминавшийся выше рабейну Гершом запретил многоженство, постановив, что развод без согласия жены недопустим. Этот закон, получивший название Херем де-рабейну Гершом, был принят большинством еврейских общин. Соответственно, если бездетная жена не желала разводиться, ее муж оказывался в очень трудном положении, поскольку для того, чтобы выполнить заповедь плодиться и размножаться, ему пришлось бы нарушить раввинский запрет: либо взять вторую жену, либо развестись с первой без ее согласия.
Мнения раввинов, как поступать в таких случаях, разделились. С точки зрения большинства, постановление рабейну Гершома не имеет силы, ибо речь идет об исполнении заповеди. Значит, человек может по выбору взять вторую жену или развестись с первой, не добившись ее согласия. При этом предпочтение явно отдавалось второму варианту. Этого мнения, в частности, придерживались рабби Мордехай бен Гилель (Германия, XIII век; Мордехай к Йевамот, 112), рабби Ашер бен Йехиэль (Рош; Германия и Испания, XIII–XIV века; Респонсы Роша, рес. 42), рабби Шмуэль Фейвиш (Польша, XVII век; Бейт Шмуэль, Эвен эзер, 154:53) и многие другие. С этим мнением согласился и современный главный раввинат Израиля, постановив, что этот закон имеет силу, даже если речь идет о нерелигиозной паре. Правда, при этом было сделано важное дополнение: развод без согласия жены возможен только в том случае, когда суд полностью уверен, что муж действует только ради заповеди плодиться и размножаться, а не использует отсутствие детей как предлог, позволяющий ему развестись в обход обычных формальностей. Поэтому если у раввинов возникает хоть малейшее сомнение в характере отношений супругов – например, они узнают, что муж регулярно ссорится с женой, имеет любовницу и т. д., – бракоразводный процесс проходит обычным порядком.
Мнения раввинов разделились и по поводу возможности взять вторую жену. Знаменитый пражский раввин рабби Йехезкель бен Йеуда Ландау (XVIII век) считал двоеженство недопустимым даже ради исполнения заповеди (Ноде бен-Йеуда, Эвен эзер, 1). К его мнению присоединились многие законоучители, в частности, прославленный рабби Моше Фaйнштейн, запретивший брать вторую жену даже в том случае, когда у первой была хирургически удалена матка (Игрот Моше, Эвен эзер, 1:3). С другой стороны, не менее известный ученый рабби Йехиэль Эпштейн (Шульхан арух) придерживался противоположного мнения. По его словам, если после десяти лет бесплодного брака женщина не желает разводиться, ее муж может взять вторую жену (Шульхан арух, Эвен эзер, 1). Так же считали и некоторые другие раввины, впрочем добавляя при этом, что разрешение на второй брак следует получить не менее чем у ста раввинов. Более того, кое-кто предлагал заручиться согласием раввинов из трех разных стран.
Теперь поговорим о ситуации, когда муж не хочет разводиться с бездетной женой. Уже мудрецы Талмуда разошлись в том, как следует поступать в этом случае – принудить супруга расторгнуть подобный брак или оставить все без изменений.
«Сказал рабби Йеуда: “Мы расторгаем только изначально незаконные браки...” Сказал рабби Тахлифа бар Авимей от имени Шмуэля: “Мы также заставляем дать развод после десяти лет бездетного брака”» (Шульхан арух, Эвен эзер, 154:10, см. также Рама).
И раввины следующих поколений не пришли к консенсусу: одни соглашались с равом Тахлифой, другие возражали, утверждая, что в их общинах так никогда не поступали. В конце концов рабби Йосеф Каро постановил, что, если бездетный муж не хочет разводиться с женой, еврейский суд должен заставить его сделать это, не останавливаясь даже перед телесными наказаниями. А рабби Моше Исерлес (Рама) заметил: в ашкеназских общинах «мы не практикуем подобное принуждение» (Шульхан арух, Эвен эзер, 154:10, см. также Рама).
Колебания раввинов вполне понятны. Как сказано в известном мидраше, найти подходящую пару так же трудно, как рассечь воды Красного моря. Поэтому если два человека живут в мире и согласии, то разрушать подобный союз даже ради очень важной заповеди – дело нелегкое и, наверное, не слишком хорошее.
Более того, в иных случаях, когда муж, в принципе, был готов дать развод бездетной жене, однако сомневался в своем решении, раввины нередко советовали ему не спешить. К примеру, к рабби Мешуламу Фиорде (XIX век) как-то обратились с таким вопросом: должен ли человек развестись с бездетной супругой, которая не только безукоризненно выполняет свои обязанности, но и ухаживает за немолодым мужем, когда он долго болеет, а еще ведет семейный бизнес, что позволяет ему заниматься Торой. В ответ рабби Фиорде написал, что найти столь преданную и Б-гобоязненную женщину «в наши дни» действительно трудно. А кроме того, никто не в состоянии предвидеть, родит ли ему ребенка другая женщина. Поэтому в подобной ситуации разводиться, скорее всего, не следует. А если человек очень хочет наследника, пусть возьмет на воспитание сироту (Бигдей кеуна, Эвен эзер, 1:73).
Авраам и три ангела. Ян Викторс.
Сходной позиции придерживался и упомянутый выше рабби Йехиэль Эпштейн. По его мнению, только Всевышнему известно, почему у той или иной пары нет детей. Поэтому если есть хоть малейшая возможность предположить, что женщина не бесплодна, но не может забеременеть по каким-либо причинам, муж не обязан разводиться с ней (Шульхан арух, Эвен эзер, 154:27).
Не только упомянутые раввины рассуждали подобным образом. Поэтому не стоит удивляться, что еврейская история знает десятки, если не сотни примеров, когда люди, чьи праведность и познания в Торе были вне подозрений, жили и умирали бездетными, но не разводились с женами, не способными родить.
Таким образом, бездетной семейной паре еврейское законодательство предлагает несколько возможностей для решения ситуации. Каждая из них довольно болезненна. Поэтому и супругам, и раввину, к которому они обратятся за советом, следует действовать неспешно и осмотрительно, руководствуясь принципом «не навреди».
Кроме того, не нужно забывать, что Всевышний милостив и всемогущ. Поэтому даже в безвыходной ситуации иногда находится решение, вполне устраивающее всех. Оптимистическим рассказом об одном таком случае мне хотелось бы завершить эту статью, посвященную не слишком веселой теме.
Однажды к рабби Шимону бар Йохаю пришла бездетная пара, прожившая вместе десять лет. Супруги очень любили друг друга, и сама мысль о расставании была для них невыносима. Выслушав их грустную историю, ребе Шимон сказал: «Когда вы справляли свадьбу, еда и питье были на вашем праздничном столе. Теперь, когда вы решили расстаться, пусть будет так же – еда и питье на вашем прощальном столе».
Муж устроил прощальное застолье для любимой жены, да и захмелел. Еще не впав в забытье, он обратился к жене: «Дочь моя! Можешь взять отсюда в дом отца любую, самую дорогую вещь». И когда муж заснул, женщина велела слугам перенести в дом отца... мужа!
Ночью муж проснулся, огляделся с удивлением и спросил: «Дочь моя, где я?!» Она ответила: «Не ты ли сказал мне вечером, чтобы я забрала с собой из твоего дома самую дорогую вещь? Знай, что нет для меня в мире ничего дороже, чем ты!»
Вскоре после этого женщина забеременела, и у нее родился сын (Шир а-ширим раба, 1:30).
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.