[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2008 ХЕШВАН 5769 - 11(199)

 

Хасидский андеграунд

Алекс Рапопорт

 

Режиссер Даниил Никулин

Хасиды: жизнь за веру

Россия, 2008

 

Чистые духом.

Исход.

В августе 2007 года «Лехаим» писал о премьере первой части этой документальной трилогии: прошлым летом в Центральном доме литераторов был показан фильм «Непокорившийся» – о противостоянии в конце двадцатых большевистской власти и духовного лидера движения хасидов шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона, о его аресте в 1927-м, внезапном освобождении и отъезде из СССР с небольшой группой сторонников. Через год после премьеры съемочная группа под руководством режиссера Даниила Никулина завершила работу над картиной. Общий руководитель проекта «Хасиды: жизнь за веру» – раввин московской синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган. Выпуск компакт-диска в августе этого года приурочен был к 15 ава, «дню радости», когда нельзя поститься и предаваться скорби.

«Чистые духом» – второй фильм трилогии. Он рассказывает об истории «катакомбного» хасидского движения в 1921–1938 годах. Об общине «Томхей тмимим», готовившей посланников Ребе для городов СССР, о данной в миньяне «клятве десяти», о тайных хедерах и подпольных ешивах, об усилиях, которые понадобились для соблюдения религиозных традиций в атеистическом государстве, провозгласившем свободу вероисповедания, и о той смертельной опасности, которой верующие в этом государстве подвергались.

«Тайная деятельность хасидов поражала организованностью, а также бесстрашием и жертвенностью участников», – произносит закадровый голос. Слова эти вполне передают впечатление от увиденного. Второй фильм заканчивается трагически: в 1938 году на Левашовской пустоши под Ленинградом (секретный объект КГБ до 1989 года, ныне мемориальное кладбище) были расстреляны 11 религиозных лидеров Любавичского движения. С возрождением хасидской общины Петербурга их могила – место поклонения. На ней стоит камень из красного гранита.

Третий фильм – «Исход» посвящен обстоятельствам выезда из СССР любавичских хасидов в 1946 году. Вскоре после войны был принят указ, позволявший польским гражданам, находившимся на территории СССР, вернуться в Польшу. В июле 1946 года к сторонникам Ребе пришла телеграмма: «Дедушка очень хочет повидаться с детьми тчк выезжайте к тете поле тчк там все хорошо тчк». Это послужило сигналом к образованию «львовского комитета» и организованной эмиграции. Сегодня по всему миру живет более 40 тыс. потомков тех, кому удалось вырваться на свободу.

История хасидского движения в СССР долгое время не была известна. В СССР власти предержащие, и сами хасиды, каждый по своим причинам, не стремились к огласке. Лишь в 90-х прошлого века в России появились первые журнальные публикации и были изданы несколько мемуарных книг участников движения. В 2002 году при поддержке раввина Ицхака Когана историк-религиовед Ирина Осипова выпустила книгу «Хасиды: спасая народ свой» (М.: «Формика-С»). Исследование имеет подзаголовок «История хасидского подполья в годы большевистского террора», источником для него послужили материалы отчетов ОГПУ–НКВД– МГБ и следственные дела заключенных. Сценарий документальной трилогии написан на основе этой монографии.

Перед сценаристом и режиссером Даниилом Никулиным стояла непростая задача сделать документальный фильм при полном отсутствии документальной хроники. Разумеется, уроки в подпольных ешивах на кинопленку хасиды не снимали. И не танцевали перед любительской камерой фрейлахс на перроне у поезда «Львов – Варшава». В распоряжении съемочной группы были фото, сделанные тюремным фотографом, служебная переписка «органов», следственные дела осужденных. Но этого вкупе с талантом авторов оказалось достаточно для создания спецэффектов, передающих атмосферу тех лет. Компьютерная графика плюс дозированные постановочные кадры фиксируют зрительское внимание и позволяют эмоционально включиться в происходящее. Автор спецэффектов – Алексей Шугаев, закадровый текст читает Юрий Деркач.

…Стучит пишущая машинка, движется «каретка» Ундервуда, по экрану в разных направлениях плывут строки секретных донесений, зловещий голос за кадром с нажимом сообщает о «возросшей в ряде городов СССР активности участников “банды Шнеерсона”». Наплывом идут фото активистов движения. Силуэты людей возникают на фоне заверенных печатями документов, определяющих судьбу…

Завершается трилогия короткими интервью с молодыми раввинами, приехавшими в Россию для возрождения дела, начатого их предками, хасидами Любавичского Ребе.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.