[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2008 ХЕШВАН 5769 - 11(199)

 

Культуроцид

 

Арно Люстигер

Сталин и евреи: Трагическая история Еврейского антифашистского комитета и советских евреев

М.: Росспэн, 2008. – 478 с.

Хотя на первом месте в названии стоит Сталин, самого его в книге довольно мало. Евреи имеют дело как бы с системой в целом, поначалу мысля себя ее частью и вдруг, против воли, выпав из нее, оказавшись врагами, которые должны быть уничтожены. Изложение ведется хроникально, почти сухо, с постоянной опорой на документы, но оттого происходящее видится еще более драматичным. Тут же – фотографии: до и после ареста. Почтенные члены общества, мастера культуры, обладатели чинов и регалий, и рядом они же – растерянные, подавленные, сломленные…

Хорошо бы почитать эту книгу тем, кто ностальгирует по советской империи и сталинскому порядку, каковая ностальгия сейчас в моде. Историческая наука и публицистика, отдавшие в последние десятилетия немало сил реабилитации жертв режима и раскрытию сталинских преступлений, переключились теперь на прямо противоположное занятие – реабилитацию режима и оправдание действий Сталина, признание за сталинскими трибуналами если не юридической, то политической правоты.

Но вряд ли апологеты сталинизма будут читать работу Люстигера – ведь к ее автору прочно приклеен ярлык бундовца. Что ж, Люстигер действительно отнюдь не бесстрастный наблюдатель: его личная судьба, куда входит не только давнее, еще до войны, членство в юношеском отделении Бунда, но и гитлеровские концлагеря, и многое другое, неотделима от тематики и духа его исследований. Сам это прекрасно сознавая, он избегает обобщений, предоставляя слово фактам, документам, историческим событиям, в основной своей массе известным, но излагаемым максимально структурировано.

Книга делится на две части: «События» и «Люди». Первая посвящена политической истории российских евреев, от их участия в различных движениях начала XX века до жизни в условиях послесталинского государственного антисемитизма. Вторая часть – систематизированный список евреев – участников всех этих событий: политики и писатели, герои войны и члены ЕАК, жертвы, палачи и стукачи, и все так странно и зловеще переплетается, что тут уж совсем не до обобщений.

Но одно важное обобщение Люстигер все же делает: зная на собственном опыте, что такое нацизм, он пытается сравнить его со сталинизмом. В результате рождается термин «культуроцид» – после кажущегося расцвета, бодрых рапортов о торжестве сталинской национальной политики происходит убийство национальной культуры, зачатую просто путем физической ликвидации самых творчески активных, талантливых и независимых ее представителей.

Самое известное и показательное дело такого рода – процесс Еврейского антифашистского комитета. Именно события, связанные с участниками и деятельностью этой организации, становятся стержнем авторского повествования. Прекрасно осведомленный о полемике, ведущейся в исторической науке (а еще больше около нее, в антисемитских кругах) вокруг «крымского проекта», «Черной книги» и других эпизодов деятельности ЕАК, Люстигер предоставляет большой объем фактического, отвергающего примитивные трактовки материала, воссоздает реальную ситуацию и подлинный контекст.

Михаил Липкин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.