[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2008 ХЕШВАН 5769 - 11(199)
«ВОЛШЕБНАЯ» СИЛА ПРОПАГАНДЫ
Борис Клин
В России и власть, и оппозиция, и даже религиозные деятели (независимо от конфессиональной принадлежности) верят в безграничные возможности пропаганды. Считают, что контроль над СМИ непременно обеспечит контроль над обществом, будь то политический или нравственный. Вот если показывать по ТВ исключительно успехи правительства, то народ будет послушно отдавать ему свои голоса на выборах, не замечая недостатков оного. А если убрать с экранов, в том числе и компьютерных, а также с газетных и журнальных страниц порнографию, насилие и всякие националистические и атеистические призывы, то в стране настанет расцвет толерантности и духовности. Так вот: не наступит. И уровень антисемитизма зависит вовсе не от тиража антисемитских изданий.
Начнем с нашего недавнего исторического прошлого. Вспомним конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века. К власти в России рвался Борис Ельцин. А все СМИ контролировал Михаил Горбачев. И надо заметить, что СМИ в ту пору глумились над Борисом Николаевичем по полной программе. Били и плакать не давали. И при этом воспевали мудрое руководство лично М.С. Горбачева и его «ленинского ЦК КПСС». Финал известен: Ельцин обошелся и без доступа к ТВ, и без газет, в ту пору выходивших миллионными тиражами. Ельцину хватило листовок. Их печатали на машинках (компьютеры были редкостью) и размножали на маленьких ксероксах. И расклеивали по городу. Этого было достаточно, чтобы выводить на Манежную площадь в Москве от 800 тысяч до миллиона демонстрантов. Демонстрации, кстати, тоже были запрещены. Но оппозиционеры называли свои акции встречами с народными депутатами и устраивали их под открытым небом. Власти не мешали, и вовсе не от того, что никак не могли придумать красивый юридический ответ. Когда встретиться со своими избранниками приходило такое количество людей, ОМОН просто отходил в сторону.
А откуда бралось столько желающих принять участие в «маршах несогласных»? Да из магазинов, где сначала за водкой, потом за табаком, а потом и за всем остальным выстраивались гигантские хвосты. В стране стало почти нечего кушать и носить. Сознание людей определяло бытие, а не телесюжеты про таинственные «закрома родины», куда все складывалось и ничего не появлялось.
Победу Ельцина на президентских выборах 1996 года и те, кто ее ковал (бывшие медиамагнаты), и те, кто ему проиграл (КПРФ), объясняют наглыми пропагандистскими кампаниями «Голосуй, а то проиграешь» и «Голосуй сердцем». Ведь рейтинг первого президента России к 1996 году невозможно было разглядеть! На самом деле, ругать власть и менять ее – разные вещи. Сломав систему в 1991-м, граждане решили впредь не рисковать. Им быстро надоело жить в эпоху перемен. Пусть уж лучше Ельцин. Принюхались уже. Вроде и не пахнет. Именно по такому же принципу голосовали и за преемника в 1999-м. Думали, что все будет как при дедушке – на то и преемник. Тем более и дедушка обещал. Мол, проверил, мин нет.
Околокремлевские политологи, объясняя преимущества цензуры в СМИ, твердят, что жесткая линия позволила новой власти выиграть войну в Чечне. Дескать, первую кампанию проиграли не на фронте, а на телевидении, которое без устали показывало страдающих мирных чеченцев и отрезанные головы российских солдат. А вот уже вторая война получила «правильное освещение», и победа пришла. Политологов понять можно. Ведь это же они «грамотно организовывают информационные войны». И доказывая их эффективность, просто рекламируют свой товар. Зарабатывают ребята себе на жизнь. Степень их квалификации лучше всего демонстрируют их прогнозы. Вот когда Путин отправил в отставку правительство Фрадкова, абсолютное большинство «штатных» в премьеры «выдвинуло» Сергея Иванова. А через несколько часов кряхтя обосновывали кадровую загогулину – Зубкова.
Войну в Чечне выиграли не телеканалы. Российское общество во время первой войны в Чечне вовсе не сочувствовало несчастным жителям республики. Россияне занимались своими делами, и на Чечню им было плевать. И даже гибель своих солдат тоже не сильно беспокоила. Ведь не в каждый дом приходила похоронка. Так что никакого массового антивоенного движения не было.
Вторую войну проиграли сами чеченские террористы, когда стали взрывать в Москве жилые дома и вагоны метро, захватывать заложников не на окраинах страны, а в центре столицы. Вот тогда и поднялась «дубина народного гнева». Понятно, террористы рассчитывали, что она сметет власть, неспособную предотвратить убийства. Но Россия – не Испания, где несколькими бомбами «Аль-Каида» так напугала обывателей, что они быстренько сменили правительство и вывели свои войска из Ирака.
Напуганные россияне хотели, чтобы гадов уничтожили. Любой ценой. То есть опять бытие определило сознание.
Ну а теперь поговорим об антисемитизме. Почему, несмотря на все усилия десятков депутатов, десятков газет, бесчисленного множества сайтов и брошюр, антисемитизм так и не стал сколько-нибудь заметным явлением в жизни страны? Не только в политике, но и на бытовом уровне он не сильно заметен. Тогда как антикавказские настроения, антитаджикские и антиузбекские расцвели пышным цветом.
Опять-таки – бытие. Чем занималось большинство евреев в XIX веке, когда они становились жертвами погромов? Розничной торговлей. И ужасно раздражали население. Торговля обывателю всегда казалась делом непыльным и прибыльным. Так что зависть – первый раздражитель. Второй – цены ведь всегда растут быстрее зарплат. Что сто лет назад, что сейчас. И где об этой неприятности узнают люди? В лавке. Тогда в еврейской лавке. Добавьте к этому чужой для глаза облик, одежду, непонятный язык, иную веру и стремление жить компактно, общиной. Русские евреи ныне торговлей не промышляют, живут кто где, характерную одежду носят очень немногие, а идиш забыли почти все и говорят по-русски. В синагоги ходят немногие и нечасто.
Теперь торговлей в России преим
ущественно занимаются кавказцы. Они же выделяются и внешне. И говорят на своих языках. И селятся вместе. Опять же – иноверцы. Словом, кавказцы заняли нишу, принадлежавшую в прошлом столетии евреям. И антипатии к чужеродным торговцам тоже достались джигитам. Бытие. Быт.
Советский бытовой антисемитизм подпитывался и присутствием евреев в органах власти, в том числе и в карательных. Но теперь встретить еврея-чекиста или еврея-милиционера совсем не просто.
Евреи попадаются в списках российских магнатов, миллиардеров. Ну да рядового человека нефтяные скважины не слишком интересуют. Ну, был бы не Абрамович, а Сидоров, что это изменило бы в жизни Сидорова из Черемушек? Ровным счетом ничего. И дело «ЮКОСа» это наглядно продемонстрировало. Деньги, отнятые у еврея Ходорковского, простых граждан богаче не сделали. Даже по 100 долларов никому не дали.
Ну а про попытки «раскрыть тайные еврейские фамилии» некоторых влиятельных российских политиков и вспоминать смешно. Массы народные не поверили в Ельцина-Эльцина. Затея оказалась совершенно пустой. Трюк с ложью, которая, чтобы стать правдоподобной, должна быть колоссальной, не сработал.
Канули в небытие и политические организации, чьей идеологической платформой был антисемитизм. Кто теперь вспоминает об обществе «Память» и его лидере Дмитрии Васильеве, тихо скончавшемся в июле 2003 года? Можно вспомнить и других, но какой смысл?
Религиозный антисемитизм в Русской православной церкви стал маргинальным течением.
Может ли ситуация измениться? Может, но, полагаю, даже мерзкого кровавого навета, растиражированного в СМИ, для этого окажется недостаточно. Для этого сами евреи должны постараться. Заняться раздражающей общество деятельностью. Скажем, отправиться служить в ГИБДД. Причем не в индивидуальном порядке, а записываться туда целыми общинами. Организовать какой-нибудь еврейский спецбатальон ДПС.
Ясно, что и крах крупного банка, принадлежащего еврею, ничем хорошим не обернется. Но все это не может иметь отношения к пропаганде.
Все вышесказанное, разумеется, никоим образом не означает, что евреи сами виноваты в антисемитизме, а кавказцы – в ненависти к ним. Цены на продукты поднимаются вне зависимости от того, кому принадлежит магазин – еврею, русскому или азербайджанцу и т. д. И быть непохожим на представителей титульной нации тоже не грех. Как и общаться с соплеменниками на своем языке. Просто надо отдавать себе отчет в том, какую реакцию все это вызывает. И делать выбор. И понимать, что сама по себе пропаганда бессильна. Сама по себе она не в состоянии ни создавать, ни разрушать.
У специалистов по рекламе есть такое понятие – «правда продукта». То есть мыло, показанное в ролике, должно и в самом деле мылиться. Иначе реклама не сработает.
Читатели старшего поколения наверняка помнят телесериал «Следствие ведут знатоки». Он шел в 1970–1980-х годах и пользовался огромной популярностью в СССР. Но мало кто знает, что в конце 1960-х министр внутренних дел Николай Щелоков провел громадную чистку милицейского аппарата. На офицерские должности стали брать исключительно людей с высшим образованием, а поскольку высших школ милиции было всего несколько в стране, то в органы стали набирать романтиков уголовного сыска из числа выпускников гражданских вузов. А это совсем иное воспитание, не казарменное. Поэтому, зайдя в отделение милиции, советский человек зачастую натыкался на прототип вполне интеллигентного следователя Пал Палыча Знаменского. Не кино создавало репутацию благородным инспекторам уголовного розыска. Оно лишь придавало профессии дополнительный блеск. Сейчас тоже снимается немало сериалов о сыщиках. Разнообразные «менты» кочуют с одного телеканала на другой, бегая по «улицам разбитых фонарей». Ну и как, выросло уважение сограждан к блюстителям порядка? Нет, это сериальное «мыло» не мылится. Социологические опросы упорно фиксируют: более 60% граждан боятся произвола со стороны милиционеров. Не помогла волшебная сила искусства.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.