[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2008 ХЕШВАН 5769 - 11(199)

 

ПОЛ НЬЮМЕН.

самый голубоглазый ковбой

Один из известнейших актеров американского кино умер 26 сентября в возрасте 83 лет. За время своей карьеры он снялся почти в шестидесяти фильмах и получил два «Оскара», в том числе почетный –  за вклад в киноиндустрию.

Пол Леонард Ньюмен родился 26 января 1925 года в престижном кливлендском пригороде Шейкер Хейтс. Его отец, преуспевающий торговец спортивными товарами Артур Ньюмен, был евреем, а мать, Тереза Фетцер, – католичкой со словацкими корнями. Позднее Пол всегда подчеркивал свое еврейство – само слово «еврей» звучит как вызов, утверждал он.

Во время войны Ньюмен был направлен на курсы пилотов, но оказался дальтоником и продолжил службу радистом. Чудом избежав гибели в битве при Окинаве, он вернулся в Огайо, где окончил университет, а потом отправился учиться актерскому мастерству в знаменитую нью-йоркскую школу Ли Страсберга. Там Ньюмен познакомился с Джеймсом Дином и Марлоном Брандо – впоследствии его постоянно сравнивали и с тем и с другим: с Дином он совпадал по амплуа, а на Брандо был попросту очень похож внешне.

Вскоре он дебютировал на Бродвее (театральный дебют, впрочем, состоялся куда раньше – в семь лет Ньюмен поучаствовал в школьной постановке «Робин Гуда»). В 1954 году последовал дебют кинематографический: роль в ленте «Серебряный кубок» – псевдоэпической драме на псевдоевангельский сюжет. Фильм был столь чудовищен, что Ньюмен счел своим долгом выкупить целую полосу в газете и извиниться перед зрителями за участие в нем.

Успех пришел к нему после того

, как он сыграл боксера Рокки Грациано в ленте 1956 года «Кто-то там наверху любит меня» (первоначально роль предназначалась Джеймсу Дину, но тот погиб незадолго до начала съемок). Вышедший двумя годами позднее фильм «Кошка на раскаленной крыше» (по пьесе Теннесси Уильямса), где Ньюмен сыграл в паре с Элизабет Тейлор, закрепил за ним статус звезды и принес первую номинацию на «Оскар». В том же 1958-м он получил приз Каннского фестиваля за роль в «Долгом жарком лете» – вольной экранизации фолкнеровского романа «Деревушка».

Это вполне могло оказаться его последним успехом – мало кто из звезд 50-х смог без потерь продолжить карьеру в принципиально ином кинематографе следующих десятилетий. Новое время требовало новых героев. Но Ньюмен словно и не заметил смены киноформаций. Наоборот, именно в 60-х он стал одним из самых востребованных американских актеров, снявшись за десять лет в 18 фильмах. Среди них «Исход» по Леону Юрису (роль Ари бен Канаана), «Сладкоголосая птица юности» все по тому же Теннесси Уильямсу, история провинциального эгоиста «Хад», антисоветский триллер Альфреда Хичкока «Разорванный занавес», неовестерн «Омбре», тюремная драма «Хладнокровный Люк» и др.

В 1969 году Ньюмен на пару с другим голубоглазым символом Голливуда Робертом Редфордом изобразили обаятельных грабителей банков в картине Джорджа Роя Хилла «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». Четыре года спустя Ньюмен и Редфорд вновь появились на экране вместе, в криминальной комедии того же Хилла «Афера». Фильмы Хилла закрепили за Ньюменом статус уже даже не звезды, а живой легенды.

В последующие годы Ньюмен постепенно сокращает свое присутствие в кинематографе, снявшись, впрочем, у Роберта Олтмана в лентах «Буффало Билл и индейцы» (роль Буффало Билла – безусловный шедевр Ньюмена) и «Квинтет», в судебной драме Сидни Поллака «Без злого умысла», в «Вердикте» Сидни Люмета, в лучшем фильме братьев Коэнов «Зиц-председатель», в «Проклятом пути» Сэма Мендеса. В 1986 году, с седьмой попытки, он наконец получает «Оскар» за лучшую главную мужскую роль. Любопытно, что награда нашла героя за участие в фильме Мартина Скорсезе «Цвет денег», где Ньюмен сыграл Быстрого Эдди Фелсона. Так же звали героя Ньюмена в фильме «Бильярдист», снятом на четверть века раньше, и за ту роль актер тоже номинировался на премию Американской киноакадемии. Еще любопытнее, что почетный «Оскар» за вклад в кинематограф Ньюмен получил за год до «Оскара» «настоящего». Всего он снялся более чем в полусотне фильмов.

Удача сопутствовала Ньюмену и в других его начинаниях. Его режиссерский дебют «Рейчел, Рейчел» был выдвинут в 1968 году на «Оскар» в четырех основных номинациях. Неизменно хорошую прессу получали и его следующие фильмы, в том числе экранизация «Стеклянного зверинца» Теннесси Уильямса. Всерьез увлекшись автоспортом, он весьма успешно выступал в профессиональных соревнованиях. Его компания «Newman’s Own» – производитель кетчупа, лимонада и попкорна – приносила значительную прибыль, целиком направлявшуюся на благотворительность. В начале лета 2008 года стало известно, что Ньюмен болен раком. В августе он вышел из нью-йоркской клиники, где проходил курс химиотерапии, и вернулся домой, в Коннектикут. Там он и умер, окруженный женой, детьми и ближайшими друзьями.

Михаил Майков

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.