[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2008 ХЕШВАН 5769 - 11(199)
НОЯБРЬ
Борис Явелов
1.xi.2005
Три года назад Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию 60/7, объявившую 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста. Именно 27 января 1945 года Красная Армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим на юге Польши в 60 км к западу от Кракова. Резолюция безоговорочно осудила проявления религиозной нетерпимости, преследований или насилия на основе этнического происхождения или религиозных убеждений, где бы они ни происходили, и призвала государства – члены ООН разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем. Мир содрогнулся, узнав об Освенциме: в центре Европы, давшей человечеству светочей гуманизма, функционировала фабрика смерти, гигантский «комбинат» по промышленному уничтожению людей. Согласно материалам Нюрнбергского трибунала, здесь свой последний скорбный и страшный путь прошли 2,8 миллиона человек, 90% из которых были евреи. Именно трагические последствия второй мировой войны обусловили создание Организации Объединенных Наций. Важнейшей частью ее мандата, закрепленного в Уставе, является защита прав всех людей без различия расы, пола, языка или религии. После принятия резолюции тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал дату 27 января «важным напоминанием об имеющих всеобщее значение уроках Холокоста, этого беспрецедентного проявления зла, которое нельзя просто оставить в прошлом и предать забвению».
4.xi.1908
100 лет назад в Варшаве в семье еврейского торговца бумагой родился Джозеф (Йозеф) Ротблат – выдающийся физик-ядерщик и виднейший общественный деятель, последовательный борец за ядерную безопасность и ликвидацию угрозы третьей мировой войны, лауреат Нобелевской премии мира (1995), член Лондонского королевского общества, удостоенный титула лорда, и ряда других национальных академий и научных обществ, почетный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова. Бизнес отца будущего нобелевского лауреата во время первой мировой войны рухнул, и семья зарабатывала на жизнь подпольным производством и продажей водки. Йозеф, освоивший ремесло электрика, в 1933 году получил место в Радиологической лаборатории Варшавского научного общества. Спустя четыре года он был назначен заместителем директора Института атомной физики Польского свободного университета, а в 1938 году стал доктором физики Варшавского университета. С 1939 года он работал в Англии, где в основном занимался измерениями энергии нейтронов, испускаемых при делении атомных ядер урана. Вызволить жену из оккупированной Польши молодому физику не удалось: подобно огромному числу польских евреек, она стала жертвой Холокоста. Первый брак так и остался для него единственным. В 1944 году Ротблат в составе группы английских ядерщиков был командирован в США, но от непосредственного участия в Манхэттенском проекте (разработка атомной бомбы) уклонился, считая недопустимым использование науки для создания оружия массового уничтожения мирного населения. Ему не давала покоя фраза, как-то услышанная от руководителя проекта – бравого полковника Лесли Гроувза: «Конечно, действительная цель создания атомной бомбы – это обуздать русских». Ротблат вернулся в Англию, где после американских атомных бомбардировок Японии сосредоточился на проблемах биологического действия радиации, атмосферных радиоактивных осадков, границ безопасности потоков ионизирующего излучения. Он доказал, что военные обманывают мировую общественность, на много порядков занижая данные по порождаемому ядерными испытаниями радиоактивному загрязнению. Ротблат стал одним из наиболее авторитетных борцов против гонки вооружений. В 1950 году самым молодым из ученых он поставил свою подпись под знаменитым манифестом Рассела–Эйнштейна. Манифест этот призывал ученых мира объединить усилия по выработке программы действий по предотвращению термоядерной войны, которая неизбежно приведет к исчезновению человечества как биологического вида. Ротблат сыграл центральную роль в организации вызванного манифестом Пагуошского движения. В Пагуоше, живописном поместье в канадской провинции Новая Шотландия, проходят регулярные конференции ученых из передовых в научном отношении стран. Здесь в неформальной обстановке обсуждаются подходы к глобальным проблемам предотвращения использования оружия массового уничтожения, энергетики, экологии, демографии и т. п. В 1957–1973 годах Ротблат был генеральным секретарем Пагуошского движения ученых. В 1988–1997 годах – его президентом, затем – почетным президентом. Именно за эту деятельность Ротблат, как и само Пагуошское движение, и был удостоен Нобелевской премии мира. Он умер в 2005 году, не дожив нескольких месяцев до 96-летия.
10.xi.1938
70 лет назад, ночью, вошедшей в историю под названием «ночи битых стекол» (или «хрустальной»), по всей Германии и ряду городов Австрии прокатилась волна инсценированных как «стихийное выражение народного гнева» еврейских погромов. Поводом к этой акции, давно подготовлявшейся нацистской пропагандой, стала смерть в Париже Эрнста фон Рата, третьего секретаря германского посольства во Франции, в которого двумя днями ранее стрелял находившийся в Париже 17-летний польский еврей Гершель Гриншпан. Со стороны юноши это был отчаянный акт мести. Он получил открытку от престарелых родителей, которые вместе с двенадцатью тысячами других польских евреев в конце октября были изгнаны из Германии и оставлены без крова и пищи умирать на ничьей земле, поскольку польское правительство принять их отказалось. (Альтернативную версию этого убийства см.: М. Финтушал. Тайна «хрустальной ночи»//Лехаим, 2006, №11.) Германию охватила истерия: в школах, на заводах, в учреждениях начались гневные митинги, на улицах и по радио звучал траурный марш из великой бетховенской Героической симфонии. С подстрекательской речью выступил шеф нацистской пропаганды Йозеф Геббельс. За ночь тысячи еврейских домов были разгромлены, 4500 еврейских торговых и коммерческих предприятий оказались разграбленными. Надругательству подверглись еврейские кладбища, 150 синагог были сожжены и 75 разгромлены, 90 человек убиты, сотни ранены и покалечены, около 600 евреев покончили жизнь самоубийством. 25 тысяч были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря, несколько сотен из них погибли в дороге в результате нечеловеческих издевательств эсэсовцев. Общий материальный ущерб составил порядка 25 млн рейхсмарок, из которых 5 млн пришлось на разбитые витрины, с чем, собственно, и было связано укоренившееся название этого небывалого по масштабам и бесчинству всегерманского погрома, после которого улицы городов были завалены битым стеклом – «хрусталем»... На следующий день «Правда» писала: «По своим размерам и жестокости погром превосходит все происходившее до сих пор. Еврейское население избивается прямо на улицах городов. 10 ноября в 5 часов утра фашисты начали погром еврейских магазинов на Фридрихштрассе, Лейпцигерштрассе и других центральных улицах Берлина».
19.xi.1938
70 лет назад в парижской клинике на 73-м году жизни умер Лев Исаакович Шестов (настоящее имя Лейб-Иеуда Шварцман). В 1920 году он покинул Россию и обосновался во Франции. Сын богатого киевского фабриканта Исаака Моисеевича Шварцмана – основателя и владельца крупнейшей в Киеве торговой фирмы «Товарищество мануфактур Исаак Шварцман», самобытный российский философ-экзистенциалист, литератор обучался в Императорском Московском университете. Сначала на физико-математическом факультете, а затем на юридическом. После защиты диссертации, посвященной рабочему вопросу, публиковать которую цензура запретила, Шестов несколько лет жил в Киеве. Работая на отцовском предприятии, интенсивно занимался литературой и философией. Однако совмещать бизнес и философию оказалось нелегко. В 1895 году Шестова постигло нервное расстройство и пришлось уехать за границу на лечение. В 1896 году в Риме Шестов женился на православной девушке Анне Елеазаровне Березовской, и, поскольку его отец был ортодоксальным иудеем, мыслитель был вынужден долгие годы хранить этот брак в тайне, основную часть времени проводя в Европе. Один из наиболее крупных отечественных философов начала XX века, предвосхитивший ряд идей западного экзистенциализма, Шестов в качестве главной темы своего дискурса выдвигал трагизм человеческого существования, переживание безнадежности. Человек для него – жертва законов разума и морали, универсального и общеобязательного, а знание – лишь источник грехопадения рода человеческого, оказавшегося под властью «бездушных и необходимых истин» и утратившего свободу. Идеи Шестова развиты как в его немногочисленных специальных философских трудах, так и в блестящих литературно-критических работах, посвященных творчеству Уильяма Шекспира, Льва Толстого, Федора Достоевского, Фридриха Ницше, Блеза Паскаля, средневековых мистиков и схоластов. «Откуда у этого еврея такой блеск русской речи?» – восхищался литературным мастерством Шестова Дмитрий Мережковский. Как писал Николай Бердяев, «Лев Шестов был философом, который философствовал всем своим существом, для которого философия была не академической специальностью, а делом жизни и смерти. Он был однодум. И поразительна была его независимость от окружающих течений времени. Он искал Б-га, искал освобождения человека от власти необходимости. И это было его личной проблемой».
20.xi.1948
60 лет назад Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет министров СССР приняли совместное постановление «О Еврейском антифашистском комитете», в котором Министерству государственной безопасности поручалось «немедленно распустить Еврейский антифашистский комитет, так как факты свидетельствуют, что этот комитет является центром антисоветской пропаганды и регулярно поставляет антисоветскую информацию органам иностранной разведки». На следующий день после проведения обыска помещение уже фактически разгромленного ЕАК было закрыто и опечатано, тогда же был прекращен выпуск печатного органа ЕАК – газеты на идише «Эйникайт» («Единство»). А 25 ноября Политбюро ликвидировало, видимо, несколько позабытое второпях издательство «Дер эмес» («Правда»), тесно связанное с ЕАК. Главная задача «Эйникайт», выходившей с июня 1942 года, была сформулирована председателем ЕАК С.М. Михоэлсом в передовой статье ее первого номера: «Газета... имеет задачей объединить всех евреев в этой священной войне». К 1948 году ее тираж составлял 10 тыс. экземпляров, из которых 800 отправлялись за границу. «Эйникайт» выделялась высоким литературным уровнем публиковавшихся материалов, а также определенной сдержанностью в критике «классово враждебных» еврейских идеологических течений за рубежом, в частности сионизма. Яркими и значительными произведениями была представлена на ее страницах советская еврейская литература, освещались театральные и спортивные события. «Эйникайт» отразила важные стороны еврейской жизни в Советском Союзе накануне ее тотального разгрома, и сотрудники газеты в полной мере разделили печальную судьбу множества других деятелей еврейской культуры, попавших под каток государственного антисемитизма. По версии МГБ, газета, создав разветвленную корреспондентскую сеть, включавшую штатных и великое множество внештатных сотрудников, поставляла западным разведкам «шпионскую информацию» со всех уголков Советского Союза. Еще более тяжелый удар нанесло по культуре советского еврейства закрытие издательства «Дер эмес», существовавшего с начала 1920-х годов и выпускавшего разнообразную литературу, преимущественно художественную, на языке идиш, а также переводы с идиша на русский. Вскоре после разгона издательства его директор Л.И. Стронгин и главный редактор М.С. Беленький были арестованы, впрочем как и часть рядовых сотрудников.
24.xi.1873
135 лет назад в Константинополе (с 1928 года Стамбул) в состоятельной и многодетной еврейской семье Осипа Александровича Цедербаума, просвещенного служащего Русского общества пароходства и торговли и одновременно корреспондента консервативных столичных газет «Санкт-Петербургские ведомости» и «Новое время», родился Юлий Осипович Цедербаум. Революционер, более известный под псевдонимом Л. Мартов, основоположник меньшевизма, он стал одним из виднейших деятелей российского социал-демократического движения. В 1877 году в связи с началом русско-турецкой войны Цедербаумы вернулись в Петербург, где Юлий в 1891 году поступил на естественный факультет Санкт-Петербургского университета. Однако уже вскоре за революционную деятельность из студентов его отчислили, арестовали и после полуторагодичного заключения сослали под гласный надзор полиции в Вильну (ныне Вильнюс). Там он принял активное участие в создании первой в России социал-демократической организации «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» (с 1897 года – Бунд). А в 1895 году он вместе с В.И. Лениным вошел в число основателей петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Поначалу близкие друзья, товарищи по борьбе и созданию печатавшейся в Германии подпольной революционной газеты «Искра», Мартов и Ленин превратились в политических противников, когда последний в 1903 году на II съезде Российской социал-демократической партии (РСДРП) провозгласил курс на превращение ее в некую лево-экстремистскую авторитарную структуру, каковой в конце концов и стала его большевистская партия. И именно Мартов для обозначения подобной идеологии в 1905 году первым ввел в оборот термин «ленинизм». В дальнейшем, за исключением кратких эпизодических сближений, меньшевики Мартова оставались непримиримыми врагами большевиков. К Октябрьскому перевороту Мартов отнесся крайне отрицательно, энергично выступал против ограничения большевиками свободы слова, протестовал против арестов видных политических деятелей, не только меньшевиков и эсеров, но также и представителей буржуазных партий и беспартийных. Резко осудил разгон Учредительного собрания, а затем и «похабный» мир с Германией. В конце 1918 года он все же пришел к выводу о необходимости принять «советский строй как факт действительности», но по-прежнему требовал его демократизации. В 1920 году Ленин разрешил другу молодости выехать за границу. Умер Мартов от туберкулеза 4 апреля 1923 года в одном из санаториев Шварцвальда. После кремирования его прах был захоронен в Берлине в присутствии М. Горького, тогда также эмигранта.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.