[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2008 ТИШРЕИ 5769 – 10(198)

 

Pro et contra

 

А.Е. Иванов

Еврейское студенчество в Российской империи начала XX века. Каким оно было? Опыт социокультурного портретирования

М.: Новый Хронограф, 2007. – 436 с.

Портрет еврейского студента

Выход в свет новой монографии известного специалиста по истории высшей школы и студенчества дореволюционной России А. Иванова – событие знаковое. Тема, к которой обратился автор, прежде не удостаивалась внимания исследователей. Между тем именно приход в высшую школу в 1860–х годах сотен евреев ознаменовал начало процесса модернизации российского еврейства.

С начала XIX века до 1880–х годов самодержавие поддерживало учебу еврейской молодежи в русской средней и высшей школе, рассматривая это как один из основных факторов ассимиляции. Курс решительно изменился с введением в 1887 году так называемой процентной нормы: от политики интеграции режим перешел к политике сегрегации еврейского населения. По воспоминаниям основателей Бунда, процентная норма повлияла на их отношение к российскому государству даже в большей степени, чем погромы. Тем не менее численность еврейского студенчества, первоначально уменьшившись, стала медленно возрастать и в 1913/1914 учебном году составила 7,6% от совокупного контингента студентов государственных школ. Параллельно росла роль частных учебных заведений, где процентная норма не соблюдалась, увеличивалось количество евреев, обучавшихся за границей.

Дабы представить социокультурный облик своих «персонажей», Иванов вводит в научный обиход материалы четырех переписей еврейского студенчества (в Киеве, Одессе и Москве в 1909–1913 годах) – важнейший источник для изучения формирующейся светской еврейской интеллигенции в России. Его анализ позволил охарактеризовать социальный и возрастной состав респондентов, источники формирования их бюджета, степень бытового благоустройства, состояние здоровья, академическую проблематику (мотивы поступления в высшую школу, продолжительность пребывания там, круг чтения), а также национально-культурный и общественный облик: отношение к возрождаемому ивриту и разговорному идишу, к ассимиляции, к репатриации в Палестину, к иудаизму. На основании изучения переписей Иванов отмечает «укрепление в еврейской студенческой среде послереволюционного (речь идет о революции 1905 года. – А. Л.) периода идеологии сионизма».

Ряд мнений и оценок автора требуют уточнений. Едва ли можно согласиться, что «облаченная в броню иудаизма еврейская религиозная община всячески противодействовала» поступлению евреев в университеты. После того как сенсационная новость 1861 года о предоставлении выпускникам-евреям тех же прав и привилегий, что и выпускникам-христианам, стала известна в черте оседлости, минский раввин Залкинд Минор обратился к своим прихожанам с эмоциональным «Гласом радости»: «Удерживать ваших сыновей от приобретения полноправия посредством посещения гимназий и университетов – значит самим погубить будущность своих собственных детей. Просветись же и просвещай!» Мало отличались и статьи на эту тему в еврейской печати – хотя определенное противодействие ортодоксальных, особенно хасидских, лидеров уходу еврейской молодежи в «гойскую» школу, разумеется, существовало.

Вряд ли можно пользоваться применительно к евреям в Российской империи понятием «русские Моисеева закона». «Немцы Моисеева закона» и «французы Моисеева закона» – подобная самоидентификация действительно получила широкое распространение среди евреев Западной Европы в связи с популярностью реформистского течения в иудаизме. В России же все возрастающая часть еврейского населения воспринимала себя как отдельный народ, а не просто религиозную общность, – и, что гораздо важнее, именно так воспринимали их окружающие.

Говоря о росте численности евреев в общей средней и высшей школе, нельзя забывать, что в то же время продолжали развиваться и даже реформироваться ешивы. Автор явно ошибочно относит к партиям «сионистского толка» «сеймовцев», близких к эсерам, и «территориалистов» – и те и другие выступали постоянными оппонентами сионистов.

Впрочем, никакие критические замечания не дают повода усомниться в значимости монографии Иванова, являющейся, кроме прочего, свидетельством того отрадного факта, что исследования по истории евреев в России вновь становятся предметом внимания даже тех специалистов, чьи научные интересы не связаны напрямую с еврейской проблематикой.

Александр Локшин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.