[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2008 ТИШРЕИ 5769 – 10(198)
«Если кто лЯжет с мужЧиною, как с женщиною»
Евгений Левин
В знаменитой поэме «Москва – Петушки» Венечка Ерофеев писал: «Если прогнать Моше Даяна с Голанских высот, а арабов с иудеями примирить, – что тогда останется в головах людей? Один только чистый гомосексуализм». Сегодня можно с уверенностью сказать, что писатель несколько ошибся в своих прогнозах. Ибо Голанские высоты все еще являются частью суверенной израильской территории, о мире с арабами можно только мечтать – и тем не менее тема гомосексуализма продолжает занимать видное место в умах широких народных масс.
Религиозные евреи, порой принимающие участие в общественных дискуссиях, высказываются на эту тему, как правило, очень резко и эмоционально, руководствуясь скорее чувствами, нежели разумом. В этой статье мы попробуем пойти другим путем и обсудить эту проблему «без гнева и пристрастия». Подобное обсуждение может оказаться тем более полезным и необходимым, что у каждого из нас должна быть аргументированная и осмысленная позиция по всему спектру общественной и религиозной жизни. Да и частная жизнь порой подбрасывает неожиданности. Перед членами еврейской общины может возникнуть вопрос, что делать, если кто-либо из молящихся – гомосексуалист. Перед еврейским педагогом – как реагировать, если подросток с гомосексуальной ориентацией обратится к нему за советом или помощью. Подобным ситуациям нет числа…
Прежде всего следует отметить, что традиционные еврейские источники не знают «гомосексуализма» в современном значении этого слова. Согласно «Википедии», «гомосексуали́зм (лат. homosexualismus) – собирательный термин для обозначения сексуального влeчения индивида к лицам одного с ним пола». Однако еврейское право интересуют не влечения, а действия. Соответственно, еврейские законы касаются в данном случае не «гомосексуализма» как такового, но мужеложства, т. е. половых контактов между двумя мужчинами. С точки зрения Торы, подобные отношения категорически запрещены: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Ваикра, 18:22).
Слово «тоэва», которое переведено здесь как «мерзость» и которым Тора определяет мужеложство, нередко становится поводом для весьма эмоциональных высказываний в адрес гомосексуалистов. Однако Талмуд предлагает интересное объяснение его этимологии – от слова «тоэ», т. е. «ошибающийся»[1]. Тора называет этим словом целый ряд весьма отличающихся друг от друга явлений. С точки зрения мудрецов, все подобные явления – в первую очередь ошибка, отклонение.
Как бы то ни было, запрет на мужеложство является абсолютным, а его нарушение карается смертью: «И человек, который ляжет с мужчиной, как ложатся с женщиной, – они оба сделали мерзость; пусть будут они преданы смерти, их кровь на них» (Ваикра, 20:13). Согласно еврейскому законодательству, мужеложец, как и скотоложец, подлежит казни вне зависимости от того, кто из них был «активным», а кто «пассивным» партнером (Сангедрин, 54а). Запрет мужеложства последовательно повторяется во всех кодексах еврейского права, от Талмуда до наших дней. В отличие от многих других вопросов, в этом между раввинами царило полное единодушие – никто из них не сомневался, что речь идет о безусловном и неукоснительном запрете.
В чем состоит смысл этого запрета? Ответ на этот вопрос мы находим в «Сефер а-хинух», анонимном трактате XIII века, автор которого (предположительно барселонский раввин Аарон а-Леви) объясняет смысл каждой из 613 заповедей:
Источник этой заповеди в том, что Всевышний пожелал, чтобы мир, который Он сотворил, был заселен. Поэтому он запретил растрату семени посредством мужеложства. Ибо это есть полное уничтожение семени, поскольку никакого потомства от этого не бывает (Сефер а-хинух, заповедь 209). Есть заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Берешит, 9:7) и предписание, выводимое из слов пророка: «…не для запустения <Б–г> сотворил ее <землю>, а для заселения…» (Йешаяу, 45:18).
В книге Берешит повеление плодиться и размножаться предваряется запретом проливать кровь человека (см. 9:6). Комментируя этот фрагмент, мудрецы Талмуда приравнивают добровольно уклоняющегося от исполнения заповеди продления рода к убийце. Кроме того, такой человек унижает свое достоинство как сотворенного по образу и подобию Б–га, поскольку в том же шестом стихе сказано: «…ибо по образу Всесильного создал Он человека».
В современной литературе не прекращается спор о природе гомосексуальности – является ли она врожденной или же может быть приобретена в процессе социализации. Эта тема затрагивает интересы большого количества влиятельных людей и сообществ и активно дебатируется, периодически становясь политически ангажированной, например во время кризисов или выборных кампаний. Многие врачи и ученые полагают, что гомосексуальность является врожденной, поэтому ей нельзя научиться (этого мнения, в частности, придерживается АМА – Американская медицинская ассоциация). Однако значительная часть экспертов настаивает, что человек нередко становится гомосексуалистом в результате «обучения», то есть его половые предпочтения устанавливаются в результате целого ряда не обусловленных генетически факторов.
В соответствии с первой теорией, количество гомосексуалистов в обществе должно быть более-менее одинаковым во все эпохи. В соответствии со второй, их число должно меняться в зависимости от культурных и социальных норм среды. Анализ свидетельств, имеющихся в алахических источниках, однозначно говорит в пользу второй точки зрения.
Мудрецы Талмуда разошлись в вопросе, какова вероятность того, что мужчина-еврей может оказаться мужеложцем. По мнению рабби Йеуды, такая опасность достаточно велика, чтобы ее надо было учитывать, и потому мужчине запрещено оставаться наедине с другим посторонним мужчиной (подобно тому, как мужчине, из опасения запрещенной интимной близости, не разрешают уединиться с посторонней женщиной [Мишне Тора, Законы запрещенных связей, 22:1]). Однако подавляющее большинство мудрецов постановило, что еврея не подозревают ни в мужеложстве, ни в скотоложстве, и поэтому он может уединяться с другим мужчиной или животным (Кидушин, 82а). Из этого напрашивается вывод, что в еврейских общинах во времена Талмуда гомосексуализм, как и скотоложство, не был распространенным явлением. Если бы это было не так, мудрецы, несомненно, ввели бы меры предосторожности, как они сделали это по отношению к гетеросексуальным связям.
Рамбам (1138, Кордова – 1204, Каир), живший в мусульманском окружении, согласился с мнением большинства мудрецов Мишны и постановил, что еврейский мужчина может уединяться с другим евреем (Мишне Тора, Законы запрещенных связей, 22:2). Видимо, мужеложство не было распространенным явлением в еврейских общинах Испании, Марокко и Египта. Однако в эпоху рабби Йосефа Каро, автора Шульхан аруха (1488, Толедо или Самора – 1575, Цфат), ситуация, похоже, несколько изменилась. Сначала рабби Йосеф Каро дословно приводит слова Рамбама, затем добавляет: «В наше время большой распущенности двум мужчинам не следует уединяться или спать в одной постели» (Шульхан арух, Эвен а-эзер, 24:1).
Через сто лет маятник, похоже, качнулся обратно. Поэтому рабби Йоэль Сиркис, автор книги «Байт Хадаш» и один из крупнейших раввинов своего времени (Польша, 1561–1640), писал, что «это сказано для его страны и его поколения», поскольку не видел в своей общине никаких следов гомосексуализма. Поэтому он не согласился с решением рабби Йосефа Каро, объявил, что оно не должно распространяться на его общину, и разрешил двум мужчинам уединяться (Байт Хадаш, Эвен а-эзер, 24).
Как можно видеть из этого краткого перечисления мнений, распространенность мужеложства менялась в разных странах и в разные периоды, что получало немедленное отражение в решениях раввинов. Оставим на усмотрение раввинов современности вопрос о том, как надо вести себя в наше время.
Разобравшись с отношением иудаизма к мужеложству, перейдем ко второму вопросу: как, в соответствии с традицией, следует относиться к самим гомосексуалистам. И тут необходимо упомянуть три вещи.
Первое: иудаизм различает тягу к греху и сам грех. Будучи нормальным человеком, любой еврей может периодически возжелать запрещенное. И это считается в иудаизме вполне естественным. Тора не запрещает желать – она запрещает поддаваться желанию[2].
Сказанное, безусловно, относится и к мужеложству. Тора не запрещает и не может запретить физическое влечение к лицам своего пола. Однако следовать этому влечению – запрещено. Как однажды сформулировал раввин Штейнзальц: «Тора не занимается установлением исходных причин половых извращений. Ее запреты абсолютны и не зависят от того, чем именно вызвано то или иное отклонение от нормы. У человека может быть врожденная склонность к агрессии и насилию, но это не отменяет запрета “не убивай”, а клептомания вовсе не отменяет запрета “не кради”. Во всех подобных случаях на эти формы поведения наложен запрет Торы, вне зависимости от вызвавшей их причины. Тора устанавливает законодательные и этические рамки, определяющие поведение человека, нормы, придающие целесообразность и осмысленность его жизненному пути. И даже если человек имеет подобные склонности от рождения, это не дает ему права на их реализацию. Он обязан бороться со своими страстями, сколь сильными они бы ни были, пусть мучаясь и страдая, однако воздерживаясь от совершения запрещенных поступков. Таково его личное испытание и служение».
Второе: как заметил Алтер Ребе, рабби Шнеур-Залман из Ляд, мы должны ненавидеть грех, но при этом продолжать любить грешника: «Сказано по поводу людей, отдалившихся от Б–жественной Торы: есть заповедь ненавидеть их и заповедь любить их. Оба эти чувства правильны: ненависть к злому, которое в них, и любовь к доброму, которое сокрыто в них и которое есть “искра Б–га”» (Танья, 32). Это положение считается в еврейской традиции нормативным. Поэтому, испытывая отвращение к греху мужеложства, мы обязаны при этом испытывать к его носителю любовь, как и к любому иному еврею.
И последнее: как известно, еврей, даже согрешив, остается евреем (Сангедрин, 44а). Поэтому мы не имеем права «исключать» человека из лона еврейства из-за какого-либо его греха. Закон не выделяет гомосексуалистов в какую-то особую категорию грешников. Наказание, которое предписывается Торой за совершение этого греха, такое же, как и за нарушение субботы. По некоторым мнениям, этого человека нельзя считать десятым в миньяне и, соответственно, вызывать к Торе. Однако это не означает, что ему нельзя входить в синагогу и молиться в ней. Тем более он не освобожден от исполнения всех остальных предписаний и запретов Торы.
Да и вообще, как справедливо заметил мудрейший из всех людей, «нет человека праведного на земле, который делал бы только добро и не грешил бы» (Коелет, 7:20). Так что если мы захотим выгнать из синагоги грешников, мы будем вынуждены выгнать оттуда всех. Еврейское слово «цибур» («община») многие считают акронимом слов «праведники» («цадиким»), «средние» («бейноним») и «грешники» («рашаим»).
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1] Тоэва («тоэ ата ба» [дб дъа дтеъ - дбтеъ]) – «ты ошибаешься в этом» (Недарим, 51а).
[2] См. также: Ялькут Шимони на Ваикра, 20: «Не должен человек говорить: я и не хочу есть свинину, я и не хочу ничего запрещенного. Но должен он говорить: я хочу, но что я могу сделать, когда Всевышний запретил это».