[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2008 ТИШРЕИ 5769 – 10(198)
НЕ МЕСТО ЮВЕЛИРУ В ПЕКАРНЕ
Берл Лазар
Месяц назад мы говорили о том, что человек должен честно оценивать себя, не преувеличивая своих достоинств и не приукрашивая их для других. Но здесь, как и во всем, нужно соблюдать меру. Да, человек не должен представлять себя на людях лучше, чем он есть на самом деле. И в то же время не стоит поощрять в себе низкую самооценку: самоуничижение – такой же грех, как самовосхваление. Мудрецы нашего народа учат: человек должен реально оценивать не только свои недостатки, но и свои достоинства.
Почему так важно соблюдать меру в скромности? Б-г требует от каждого из нас использовать свои сильные стороны по максимуму. Собственно, поэтому-то Творец и создал людей разными. Каждому Он дал талант в какой-то конкретной области – и каждый вместе с талантом получил задание реализовать свой потенциал на благо своих ближних и всего мира. Б-г не ожидает от человека большего, чем в человеческих силах. Но Б-г не будет доволен, если человек, из ложно понятого чувства скромности, не реализует данную ему силу в полной мере.
Есть известное письмо Ребе Раяца одному хасиду. Этот человек рассказал, что ведет скромную жизнь, работает, а еще раз в неделю дает урок Торы в синагоге. Ребе знал, что его корреспондент очень способный человек, к тому же получил блестящее образование. И вот, вместо того, чтобы похвалить хасида за скромность, он пишет ему: «Разве это все, чего мы от тебя ожидали? Так ты используешь таланты, которыми тебя наградил Б-г? Так ты используешь воспитание, полученное от родителей и учителей?! То, что ты делаешь, – это как если бы замечательный гранильщик бриллиантов вдруг пошел бы подмастерьем в пекарню!»
Религиозный человек понимает: Б-г дал ему жизнь, дал целый мир и дал силы для того, чтобы помогать этот мир совершенствовать. Иначе говоря, Б-г дал все. И в этом пример для подражания каждому человеку – мы тоже должны давать все, что можем, и все, на что способны. Ни в коем случае не должны мы прятаться за естественное желание проявить скромность. И тем более не прятаться за то, что другие люди, возможно, делают меньше: у других свои задания, а ты, будь добр, выполни свое полностью и «на отлично».
Есть хасидская притча о царе, который хотел обеспечить своему сыну наилучшее образование. Он понимал, что во дворце много соблазнов, которые могут отвлечь царевича от работы. Поэтому выстроил для сына отдельный дом, направил туда слуг, чтобы избавить царевича ото всех забот, и лучших преподавателей, чтобы те обучали его наукам. Через год царь посетил сына в его уединении и поинтересовался, как идет учеба. Прекрасно, ответил царевич, занимаюсь аж по два часа в день. Царь был поражен: почему только два часа?! Я же создал тебе все условия, ты должен работать с утра до вечера! А царевич ему: да я работаю куда больше, чем все остальные в этом дворце! Здесь столько профессоров, каждый читает мне только по одной лекции в неделю; столько слуг, и все они обслуживают одного человека – меня… Ты ничего не понял, воскликнул царь, я все сделал для тебя, остальные здесь лишь для того, чтобы помочь тебе полностью реализоваться! А ты думаешь, как бы не перетрудиться!..
Аллегория здесь ясна. Б-г построил огромный мир, в нем есть много всего. И цель всех существ этого мира – тем или иным способом помочь человеку, для которого мир и создан. Если человек будет сравнивать свою жизнь с жизнью животных – дескать, они делают столько-то, вот и я ограничусь такой же активностью, – он просто перестанет быть человеком. И то же самое произойдет, если профессор начнет вдруг равнять свою жизнь по строительному рабочему: тогда уж он точно не реализует свой потенциал, а ведь сколько людей старались, давая ему образование, помогая стать специалистом!
Реализовать себя – значит не только работать на пределе сил и способностей, но и каждый день продвигаться хотя бы ненамного вперед. Только так человек может выполнить план Б-га. Если результат нашей работы не прирастает ежедневно – значит, что-то в нас не так. Именно на это указывает Тора, говоря о праотце Аврааме: «Авраам был стар и прибывал днями», – то есть каждый день он достигал чего-то нового: прирастал знаниями, прибавлял добрых дел и т. д. Каждый день его был наполнен. И окончание этого стиха Торы – о воздаянии за такую полноту жизни: «И Г-сподь наградил Авраама всем».
Рассказывают о великом учителе еврейского народа раввине Саадье Гаоне, что однажды он отправился в путешествие инкогнито. Зачем? Потому что решил, что люди оказывают ему слишком много почестей, а жить надо скромно. Вечером пришел рав Саадья в маленький город и остановился в гостинице. Ее хозяин, старый еврей, оказал гостю радушный прием. Назавтра гость поблагодарил хозяина и продолжил свой путь.
Тем временем несколько учеников рава Саадьи отправились на его поиски. Спустя несколько часов они подошли к той самой гостинице и обратились к ее владельцу: «Мы знаем, что ночью у тебя останавливался Саадья Гаон. Скажи, куда он отправился утром?»
Сначала хозяин гостиницы все отрицал – дескать, с чего это Саадья Гаон будет останавливаться в его скромном заведении? Но когда ученики описали внешность его ночного гостя, еврей побледнел, бросился в конюшню, вывел оттуда самую быструю лошадь и умчался, оставив учеников в полном недоумении. Он быстро догнал Саадью Гаона и бросился ему в ноги, крича: «Простите меня, рав Саадья! Я не знал, что это были вы!»
Раввин удивился: «За что прощать? Я получил замечательный прием в твоей гостинице!» Но старик продолжал горевать: «Нет, нет, я виноват! Если бы я знал, что это были вы – я бы служил вам совершенно иначе!»
И тут рав Саадья понял, что простой еврей преподал ему важный урок и цель его путешествия достигнута. Он вернулся домой и с тех пор каждый день, отходя ко сну, прокручивал в голове воспоминание о том, как он служил Б-гу в течение этого дня. «А затем, – рассказывал Саадья Гаон своим ученикам, – я каждый раз говорю себе: если бы я знал о Б-ге в начале дня столько же, сколько сейчас, я бы служил Ему совершенно иначе!»
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.