[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2008 ТИШРЕИ 5769 – 10(198)
КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА
Борис Клин
Обозреватель газеты «Известия» специально для «Лехаима»
Конфликт России с Грузией скажется не только на отношениях с Европой и Америкой, экономике и обороне. О далеко идущих последствиях «пятидневной войны» в религиозной сфере, а стало быть, и в национальной сегодня мало кто задумывается. А ведь, несмотря на победу российских войск, ничего хорошего именно в этих областях ожидать не следует.
Под бомбежками и артобстрелами погребен миф о единстве православных народов. Таким образом, по престижу православия нанесен серьезный удар. Должно ли это беспокоить евреев? Да, должно. Между Русской православной церковью и Федерацией еврейских общин России ведется интенсивный диалог. Идет он не всегда гладко. Относительно преподавания религиозных знаний в школах есть серьезные разногласия, но это тема отдельного разговора. Сегодня важно другое. Русская православная церковь последовательно выступает против антисемитизма. И не только на словах, хотя и само по себе это важно, но и принимает вполне конкретные меры. В частности, Священный Синод запрещает торговать в церковных лавках антисемитскими газетами. Наблюдая за деятельностью псевдоправославных радикальных группировок, нельзя не заметить, что в своих нападках на иерархов Церкви во главу угла они ставят именно ненависть к евреям и поиск мифических еврейских корней русских архиереев. Даже называют их «архиевреями»…
Учитывая и эту специфическую проблему, надо отдавать себе отчет: при отсутствии внятной государственной идеологии положение крупнейшей Церкви не может быть безразлично всем, кто живет в России. Особенно на фоне антисемитских заявлений лидеров Совета муфтиев России. Весной 2008 года ФЕОР даже приостанавливала отношения с этой религиозной организацией. И, вопреки ожиданиям, их авторы так и не ушли в отставку. Более того, говорят: и не надейтесь.
На этом, пожалуй, вводную часть можно завершить.
Итак, много лет мы слышали о единстве православных народов. Именно этим единством объясняли российские политики необходимость поддержки Сербии в ее борьбе за территориальную целостность и контроль над Косово. Возникла целая теория западного заговора против мирового православия. Она и служила объяснением возвращения российской политической элиты к антизападной риторике. Как говорится, два мира – два Шапира. Только до 1985-го один «Шапиро» был советским, коммунистическим, а другой капиталистическим. Теперь новая линия разделения – религиозная. Ведь неудобно объяснять противостояние особенностями управления государством. А так вроде все сходится: у нас тут духовность растет, мы храмы строим, у них сплошной разврат, гей-парады и мэры-педерасты… Были, конечно, неувязочки. Скажем, отчего среди злодейского НАТО числится православная Греция? Но на это внимания не обращали.
Война с Грузией полностью изменила расклад. Назвать Грузию, где на 4 млн жителей православных храмов больше, чем в Москве на 10 млн, неправославной язык не поворачивается. Московские пропагандисты по привычке попытались списать все на кровавый режим Саакашвили, а народ, мол, не при делах. Но тут Грузинская православная церковь выступила за территориальную целостность Грузии и в поддержку наведения грузинского конституционного порядка в «Цхинвальском регионе». Да еще и про Чечню напомнила. Призывы Московского Патриархата к мирному решению конфликта действия не возымели.
А ведь еще в июне, накануне визита Алексия II в Украину, ведущие российские политологи, вкупе с депутатами и федеральными телеканалами, уверяли, что только православие может уберечь нас от войны с Украиной. После войны с Грузией стало ясно: православие от войн с единоверцами не спасет. Политический престиж Московского Патриархата пострадал. Оказалось, его влияние на политиков, как российских, так и зарубежных, весьма ограниченно.
После признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии положение РПЦ еще более осложнилось.
Формально, на территории новых государств живут православные. Но насколько глубока их вера – большой вопрос. Семнадцать лет назад они изгнали грузинских священников. В Абхазии создали самозваную епархию, в которой даже епископа нет (для православия это абсурд), а в Южной Осетии стала действовать раскольническая греческая группировка, не признанная ни одной православной Церковью. Так называемый «епископ Аланский (югоосетинский) Георгий» заявляет в интервью журналистам: «Мы кричим уже 20 лет, что Грузинская Патриархия – матерь фашистской идеологии». В общем, декларируемой христианами братской любовью там не пахнет. На этом фоне активисты «политического православия» требуют от Московского Патриархата взять себе эти приходы. Тут к ним два вопроса. Один духовный и, в общем, может, даже наивный: вам «шашечки» или ехать? Зачем Московскому Патриархату люди, называющие себя православными, но переполненные злобой к своим соседям? Православные, презревшие каноны, изгнавшие своих священников и епископов и ушедшие в раскол? Ведь, согласно православному вероучению, грех раскола не искупается даже мученической кровью. Внятных ответов, естественно, нет. Но есть еще и организационный вопрос. Несмотря на независимость Абхазии и Южной Осетии, они остаются канонической территорией Грузинской православной церкви. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая на вопрос о том, станут ли теперь Абхазия и Южная Осетия частью канонической территории Русской церкви, сказал: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами».
Но политическое давление-то на священноначалие растет. Можно, конечно, последовать примеру российских или американских властей, которые объявили, что в международном праве есть теперь только одно правило: правил больше нет. Но такой подход политиков-то не красит, а уж тем более религиозных лидеров. К тому же такое каноническое нарушение, скорее всего, будет иметь крайне неприятные последствия для РПЦ в Украине. Стоит только РПЦ подать пример нарушения принципа нерушимости канонической территории, как константинопольский патриарх Варфоломей может открыть в Киеве свою епархию. В этом случае РПЦ может потерять значительную часть вполне реальных украинских приходов, а взамен получить нищие, виртуальные структуры. В общем, РПЦ как общественный институт оказалась в положении цугцванга – ход делать надо, но любой из них несет ухудшение позиции.
Пользуясь этим, Совет муфтиев России развернул бурную деятельность на Кавказе. Муфтии выступили с призывом к исламским странам признать Абхазию и Южную Осетию. РПЦ пока таких заявлений не делала. Ее сдержанность понятна: разрыв отношений с Грузинской церковью нежелателен, а с другой стороны – опять никто не услышит. Трудно себе представить такое признание со стороны православных Греции, Румынии или Болгарии. А вот Иран или Ливия могут себе это позволить. И тогда российские муфтии объявят это успехом своей «народной дипломатии». И наберут очки среди граждан новых государств.
Совет муфтиев направил в Абхазию и Южную Осетию свою официальную делегацию, которая встретилась с уже упомянутым раскольничьим «епископом Аланским». В рамках межрелигиозного диалога это было откровенной грубостью по отношению к РПЦ. На итоговой пресс-конференции в Москве руководитель делегации Абдул-Вахид Ниязов на вопрос, не опасается ли он осложнений в отношениях с РПЦ, ответил, что тонкости внутриправославных отношений его не интересуют. «Епископ Георгий – настоящий духовный лидер нации, сидящий по правую руку от президента Кокойты», – подчеркнул Ниязов. Ну и, разумеется, мусульмане России пообещали своим единоверцам в Южной Осетии помощь в налаживании духовной жизни.
В Абхазии давно уже действует представительство Совета муфтиев. И там же создано Духовное управление мусульман. Руководит им Абдель Габлиа, репатриант из Турции. Свыше 500 тыс. абхазов бежали туда и на Ближний Восток в ХIХ веке от русских войск. По словам заместителя абхазского муфтия Тимура Дзыбы, молодежь мечтает вернуться на родину. Тут следует отметить: уже принятый абхазский закон о гражданстве принципиально не отличается от израильского «Закона о возвращении». То есть любой абхаз, вернувшись на историческую родину, становится ее гражданином. Пока процесс репатриации шел не слишком активно. Тимур Дзыба считает, что возвращение сдерживалось неопределенным статусом республики. Теперь все может измениться.
Конечно, трудно представить, что все абхазы поедут в Абхазию. Ведь и евреи не все вернулись в Израиль. Однако сегодня Абхазия – это 100 тыс. человек. По словам Дзыбы, 35% из них мусульмане, а вот в диаспоре мусульман 80%. То есть если в Абхазию приедут еще 150 тысяч, религиозная карта изменится существенно. И политическая тоже.
В условиях религиозного разброда Абхазия и Южная Осетия могут быть исламизированы. Не сразу, не в один день. Однако если так случится, всевозможные оппозиционеры внутри РПЦ запишут поражение на счет нынешнего священноначалия. В Кремле тоже могут вменить иерархам в вину провал на Кавказе. Потому как совершенно не факт, что новые страны, получив из рук России независимость, будут хранить ей верность. Кто может быть уверен, не вспомнят ли абхазы о старых обидах? Тот же Тимур Дзыба сегодня говорит: целью сталинских репрессий 30–х годов был геноцид абхазов. С таким подходом к истории он вполне может найти общий язык с Виктором Ющенко и адептами голодомора как геноцида народа украинского. А там, глядишь, и общий враг найдется. Русские? Евреи? А вот Совет муфтиев России, если его проект окажется успешным, существенно укрепит свои позиции внутри России.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.