[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2008 ЭЛУЛ 5768 – 9(197)

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЕНИ КРИКА

Алекс Рапопорт

 

Режиссер Ефим Звеняцкий

Биндюжник и король

Приморский краевой драматический театр им. Горького, Владивосток

   

На прославленной сцене МХТ им. А.П. Чехова давали мюзикл «Биндюжник и король». Зонги и либретто по мотивам произведений Исаака Бабеля написал Асар Эппель, автор музыки – Александр Журбин.

В жизни портовых городов много общего. Другие время и география не становятся преградой для восприятия, но придают couleur local, который стимулирует интерес и свидетельствует о многообразии жизни. То, что происходило в криминальной Одессе начала века, оказалось в постановке Е. Звеняцкого созвучно жителям города на берегу Тихого океана в эпоху, называемую «периодом первоначального накопления капитала». «Биндюжник и король» – один из старейших спектаклей в репертуаре Приморского театра, его визитная карточка. Он был поставлен в начале девяностых, и зритель «на ура» встретил премьеру. Мюзикл несколько лет шел в миллионном городе с неизменным успехом, пока не произошло трагическое событие – умер актер, игравший Менделя Крика. Найти актера на центральную роль в музыкальном спектакле сложнее, чем в драматическом, и вынужденная пауза длилась пять лет, а затем «Биндюжник и король» был возобновлен в новой постановке. В Москву его впервые привезли десять лет назад. Если считать с первой постановки, Приморский драматический театр им. Горького сыграл «Биндюжника и короля» более трехсот раз.

Московский зритель увидел яркое зрелище. Особую живость, если не фривольность, придает ему то, что безымянных жителей Молдаванки (аналог античного хора, в данном случае еще и пляшущего) изображают молодые актрисы. Главная актерская удача мюзикла – центральный персонаж, Мендель Крик в исполнении народного артиста России Александра Славского. Он занят в спектакле с начала девяностых, в первых постановках играл Беню, «молодого хозяина» извозопромышленного заведения. На роли Менделя Крика, не желающего признавать старости, решившего на склоне лет круто изменить судьбу и вступившего в конфликт с сыновьями, завязана вся драматургия спектакля. Славский убедителен, показывая в первом акте волевого и деспотичного, а во втором – сломленного человека, уничтоженного собственными детьми, лишившими его здоровья, свободы и отобравшими дело.

Публика в МХТ устроила овацию, но нельзя не сказать, что в целом спектакль выглядит попсово. Наверняка это сделано для привлечения массового зрителя, в расчете на некий усредненный вкус. Текст А. Эппеля (стихи) и текст И. Бабеля местами упрощен, введен бизнес-сленг, реплики о растаможивании (это, по-видимому, всегда актуально во Владивостоке), с потолка свисают макеты японских автомобилей, а жених месье Боярский разъезжает по сцене на скутере.

Асар Эппель на поклоны не вышел, а Александр Журбин вообще отсутствовал в зале. Стремление использовать пьесу или либретто как отправную точку, осовременивать, вводить «злобу дня» было в театре всегда, на этом построены комедии дель арте, пуримшпиль и «политический театр» от Брехта до Любимова. Но классическому мюзиклу такие расшатывающие жанр новшества могут и повредить.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.