[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2008 ЭЛУЛ 5768 – 9(197)

 

БЫТЬ, А НЕ ВЫГЛЯДЕТЬ

Берл Лазар

Наше время, время массовых коммуникаций, когда каждый человек на виду, рождает серьезную проблему. Многие люди начинают строить свою жизнь, как бы играя роль для других. Это называется «выстраивать свой имидж». В последние годы появилась даже особая профессия, имиджмейкер: человек, который учит других «выглядеть», производить благоприятное впечатление на окружающих.

 

Определенная позитивная составляющая в создании имиджа, конечно, присутствует. Человек живет среди людей, ему не может быть безразлично, что люди о нем скажут. Но что совершенно недопустимо – так это превращать собственную жизнь в шоу для других. Так человек и сам может забыть, кто он на самом деле, каковы его личные ценности, во что он верит.

Есть хасидская притча о еврее-бизнесмене. В обычной жизни он одевался и вел себя так, как было принято в среде бизнесменов-неевреев. Но к своему раввину всегда ходил в широкополой шляпе, в черном сюртуке. Однажды он задумался: а ведь нехорошо получается! Неудобно перед ребе – он ведь видит, что я одет неестественно, веду себя неестественно… И вот, на следующую встречу он явился в обычном своем облике бизнесмена. Раввин посмотрел на него печально и сказал: «Прежде я думал, что ты обманываешь мир. Сейчас, к сожалению, понял, что ты все это время обманывал меня…»

Можно добавить: тот еврей обманывал, прежде всего, самого себя. Ведь он наверняка был убежден, что ведет праведную жизнь, какую положено вести еврею. На самом деле он только «выстраивал имидж»: один перед своими деловыми партнерами и совсем другой – перед раввином. По сути дела, человек этот лицемерил перед всеми и перед собой.

А лицемерие – один из самых тяжких грехов. На этот счет есть известная история о хасиде Шмуэле Мункесе, который всегда боролся с лицемерием. Однажды, незадолго до Рош а-Шана, он приехал в чужой город и остановился как раз у такого еврея, который грешил, но прилюдно выдавал себя за праведника. Ночью встал, спустился в кухню, взял нож и постучался в комнату хозяина. Тот спросонья отворил дверь, увидел нож и страшно испугался. А Шмуэль Мункес еще и добавил: дескать, слышал я, что в канун Рош а-Шана надо молиться на могиле праведника, а у вас в городе таких могил нет. Вот сейчас зарежу тебя, и будет где помолиться! Тут хозяин, разумеется, начал вспоминать собственные прегрешения: кому же хочется, чтобы его зарезали?! Получился длинный список. «Иди спать, – сказал ему Шмуэль Мункес, – я свое дело сделал, теперь ты, наконец, сам себе признался, каков ты на самом деле».

Человек, для которого важнее всего на свете «выстроить имидж», далеко не обязательно сознательный лицемер. Просто он убежден, что находится в центре всеобщего внимания. Все только и делают, что смотрят на него и рассуждают, соответствует ли он некоему желательному облику. На самом деле все на него смотрят ровно столько же, сколько сам он смотрит на других. У каждого человека своих дел достаточно. Один Б-г всегда за нами наблюдает. Но Б-гу имидж не важен, важно то, что мы представляем собой на самом деле: что мы думаем о себе, что мы делаем для других.

Недаром Б-г каждого из нас создал непохожим на других. У каждого своя миссия в этом мире, отличная от миссии другого человека. И каждый должен выполнить именно ее. Хасидский ребе Зуся говорил: «Когда я предстану на суд Б-жий, меня не спросят, почему я не уподобился праотцу нашему Аврааму или Моше. Меня спросят: почему ты не сделал все, что положено было сделать Зусе?!»

В этом высказывании заключена двойная мудрость. Дело не только в том, что человек должен выполнить задание, которое ему дал Б-г. Главное – понимать, что твое задание дано Б-гом именно тебе, никто другой его не выполнит. Или, по крайней мере, не выполнит так хорошо – ведь Б-г специально дал тебе способности и таланты, чтобы ты осуществил именно эту конкретную миссию. И ты должен ее осуществить без оглядки на других. Даже если эти «другие» – великие праведники, такие, как Авраам или Моше.

Именно об этом знаменитое высказывание рабби Мендла из Коцка: «Если я – это я, потому что ты – это ты, а ты – это ты, потому что я – это я, тогда я не я и ты не ты. А если я – это я, потому что это я, а ты – это ты, потому что это ты, тогда я – это я, а ты – это ты». Иными словами: если я делаю нечто с оглядкой на другого человека, это не выражает моей сущности, это всего-навсего «выстраивание имиджа», шоу для других. Это совсем не то, ради чего Б-г даровал мне жизнь, привел меня в этот мир.

Рассказывают, что один еврей всю жизнь соблюдал заповеди и вел праведную жизнь – но как-то раз, осмотревшись вокруг и увидев, что люди ведут себя совершенно иначе, подумал: «Надо и мне попробовать вкус греха». И вот он переоделся по последней моде, спрятал пейсы под шляпу, пошел грешить – и тут же попал под грузовик! Когда он предстал перед Б-гом, то начал жаловаться: вот, я столько добра в жизни сделал, а чуть только подумал о грехе, немедленно умер! А Б-г ему говорит: «Хаим, это был ты? А Я тебя и не узнал!»

Человек является самим собой лишь тогда, когда честно смотрит на себя, а не на свое отражение в чужих глазах. Это мы называем «хешбон нефеш» – самоанализ, самоотчет. Наш долг как евреев – совершать «хешбон нефеш» регулярно. Лучше, конечно, каждый день. Но совершенно обязательно – как минимум дважды в год, на Рош а-Шана и Йом Кипур. И сейчас, в преддверии этих праздников, каждому из нас следует отдать себе предельно искренний отчет в том, как выполнены задания, которые Б-г возложил именно на тебя.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.