[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2008 ЭЛУЛ 5768 – 9(197)
ШОФАР В РОШ А-ШАНА
Йеуда Фридзон
Звучание шофара отличает и выделяет Рош а-Шана из всех праздников еврейского календаря. «Днем трубления» называет его Тора (Бемидбар, 29:1), «Вознесся Б-г трублением, Г-сподь – гласом шофара», – сказано о Рош а-Шана в книге «Теилим» (47:6).
«Глас шофара» – совершенно особый по характеру, непохожий на звук других музыкальных инструментов. Да и «музыкальным» трудно назвать «глас шофара»: очень пронзительный и резкий, он лишен мелодичности, напевности. Он не «берет за душу», а врывается в нее, как бы «вспахивает» ее, сотрясает и переворачивает. «Зазвучит ли шофар в городе – и народ не содрогнется?!» – в изумлении восклицает пророк (Амос, 3:6). Поэтому Рамбам пишет (Мишне Тора, Законы о тшуве, 3:4), что хотя заповедь Всевышнего трубить в шофар в Рош а-Шана превосходит человеческое понимание, но содержит в себе намек, отчасти помогающий постичь ее смысл. И главное, мы осознаем, что это за намек, благодаря уникальному свойству звука шофара оказывать необычайно сильное воздействие на еврейскую душу. Шофар, пишет Рамбам, словно взывает: «Проснитесь, спящие, от вашего сна! Задремавшие, пробудитесь от вашей дремоты! Проверьте ваши поступки, и вернитесь к тшуве, и вспомните вашего Творца!»
Кто же они, эти «спящие» и «задремавшие»? Рамбам отвечает: «Они – забывшие истину в тщете своего времени и отдавшие все годы свои на пустые и тщетные занятия, от которых не придет ни помощь, ни спасение». Именно их призывает шофар: «Взгляните на собственные души и сделайте добрыми ваши пути и ваши дела! Пусть каждый из вас оставит свой дурной путь и мысль, которая не хороша!..»
Почему звук шофара производит такое глубокое впечатление на душу еврея? Он звучал при Даровании Торы: «И было на третий день, когда наступило утро: и были громы и молнии, и тяжелая туча над горой, и глас шофара – сильный чрезвычайно; и затрепетал весь народ, что был в стане... И становился глас шофара все более и более сильным – до бесконечности; Моше говорил, а Б-г отвечал ему голосом» (Шмот, 19:16, 19). Не здесь ли таится ответ на наш вопрос? Ведь при Даровании Торы присутствовали все евреи без исключения: выходцы из Египта – и душой, и телом, все остальные – только душой (см.: Шмот раба, 28:4, Зоар, ч. 2, 83б). «Не <только> с отцами вашими заключил Г-сподь этот союз (Дварим, 5:3), – говорит Моше сынам Израиля, – но с тем, который находится здесь, с нами стоит сегодня пред Г-сподом, Б-гом нашим, и с тем, который не находится здесь, с нами, сегодня» (Дварим, 29:14. Хотя по смыслу контекста первый из этих стихов относится к Дарованию Торы, а второй – к союзу между Всевышним и Израилем «в степях Моава»; как Мидраш, так и Зоар, относят его также к Дарованию Торы и, таким образом, связывают эти два стиха воедино). Вероятно, воспоминание о Б-жественном шофаре, услышанном у горы Синай, которое сохраняется в каждой еврейской душе, пробуждается при звуке земного шофара...
Что такое шофар?
В Письменной Торе это музыкальный инструмент, предназначенный, главным образом, для подачи военных сигналов (см., например, Шофтим, 3:27, 7:18; Шмуэль I, 13:3; II, 2:28, 18:16; Йехезкель, 33:3, 6) или привлечения внимания народа к какому-то важному сообщению (см. Ваикра, 25:9; или, например, при коронации царя – см. Млахим I, 1:34; Млахим II, 9:13). Как правило, его изготавливали из бараньего рога, и потому слово «шофар» часто употребляется именно в этом значении. То, что «бараний рог» и «шофар» – одно и то же, ясно следует из приказа Йеошуа бин Нуна о решающей атаке на город Йерихо (Йеошуа, 6:5): «И будет: при звуке бараньего рога, когда вы услышите звук шофара...» Однако, согласно Алахе (Мишна, Рош а-Шана, 3:2), в качестве шофара для Рош а-Шана пригодны рога различных животных, кроме коровы. Причина этого в том, что «все шофары называются рогом и называются шофаром, кроме коровьего рога, который называется рогом, но никогда – шофаром» (Иерусалимский Талмуд, Рош а-Шана, 3:2). Кроме того, Гемара (Вавилонский Талмуд, Рош а-Шана, 26а, и комм. Раши там же) ссылается на принцип: «Никогда обвинитель не становится защитником». Поскольку корова ассоциируется с золотым тельцом, если трубить в ее рог, звук будет напоминать о страшном грехе, то есть окажется обвинителем Израиля пред Небесным бейт дином. В Рош а-Шана же мы молимся о прощении наших грехов, и звук шофара должен исполнить роль нашего защитника.
Поэтому шофар для Рош а-Шана предпочитают делать из изогнутого рога, а не из прямого (хотя пригоден и он). Гемара (Вавилонский Талмуд, Рош а-Шана, 26а, и комм. Раши там же) приводит мнение, что в Рош а-Шана «чем более человек принизит (дословно: “пригнет”) свой ум, тем лучше». В этот день надлежит молиться, вознеся свое сердце к Всевышнему, но опустив голову в знак полной покорности Высшей воле. И чтобы напомнить об этом всем, шофар для трубления в Рош а-Шана берут изогнутый.
Однако шофар не изготовляют ни из рога оленя, ни из рога антилопы потому, что они не полые, а сплошные, то есть не годятся для трубления. На это намекает само слово «шофар» – однокоренное со словом «шефоферет», «трубка»: рог для шофара непременно должен быть полым (Вавилонский Талмуд, Рош а-Шана, 26а; Тосафот «Хуц Михаэль пара» и комм. А-Рана).
Так что шофар – всегда рог, но не каждый рог может быть шофаром.
А как трубят в шофар?
Тора упоминает два вида трубления: ткиа и труа (см.: Ваикра, 23:24, 25:9; Бемидбар, 29:1). Относительно того, что ткиа – это один продолжительный звук, не меняющий высоты, в традиции Устной Торы разногласий нет. Нет разногласий и в том, что ткиа начинает и заканчивает каждую серию трублений. Однако что такое труа – по словам Гемары (Рош а-Шана, 34а), уже в ее время не было точно известно. Возможно, труа напоминает вздох или всхлипывание человека, охваченного страшной тревогой (тот вид трубления, который сейчас называется шварим), или же труа – словно рыдание женщины (тот вид трубления, который теперь называется собственно труа). Также не исключено, что труа состоит и из того, и из другого – и для этого приводится убедительное психологическое объяснение. Иногда человек так сильно рыдает, что у него уже не остается сил, и он может лишь горестно вздыхать. Порой, напротив, человек, чувствуя тревогу, начинает вздыхать, а потом, когда внутреннее волнение усиливается и становится нестерпимым, вздохи переходят в рыдания.
Чтобы избавиться от сомнений, еще в те времена один из авторитетнейших мудрецов Торы, рабби Абау, житель Кейсарии, установил в этом городе обычай трубить в Рош а-Шана всеми возможными способами в разной последовательности. А именно: сначала троекратное повторение ткиа-шварим-труа-ткиа, потом – тоже троекратное: ткиа-шварим-ткиа, и, наконец, троекратное ткиа-труа-ткиа. Таким образом, получалось тридцать трублений[1].
Так трубят в шофар после чтения Торы. Затем – три раза во время молитвы «Мусаф», которую все читают шепотом (каждую последовательность только по одному разу, выделяя таким образом главные разделы этой молитвы), и еще три раза во время повторения кантором молитвы «Мусаф» (в тех же самых местах). Кроме того, сложился обычай повторять десять трублений после молитвы «Мусаф» и еще раз все тридцать – после окончания всей утренней молитвы.
Но во всех этих случаях внутренний смысл звуков шофара один: это выражение столь глубокого чувства ко Всевышнему, которое нельзя выразить ни словами, ни даже напевом. Это – вопль еврейской души, взлетающий к ее Творцу беспрепятственно, и никакая сила не способна помешать ему быть услышанным Всевышним.
Рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов рассказывал притчу, поясняющую смысл звуков шофара. Однажды царский сын во время охоты отделился от отца, заблудился в дремучем лесу и не мог найти дорогу обратно. Он звал на помощь, но никто его не услышал. Он начал кричать громче, называя конкретные имена и титулы, однако никто не ответил. В конце концов он завопил: «Папа, папа!» – и тогда отец услышал его.
«Царский сын» в этой притче – еврей, отдалившийся от Торы и заблудившийся в этом мире, а «царь» – Всевышний, Отец каждой еврейской души (см.: Танья, ч. 1, гл. 32, с. 41а: «И Отец один у них всех»). Когда еврей попадает в беду, он ищет различные способы избавления, однако Всевышний, желая, чтобы еврей понял, от чего в действительности зависит его благополучие и сама его жизнь, делает так, чтобы ни одно из этих средств не помогло. И тогда, уже близкий к отчаянию, еврей взывает к своему Отцу в Небесах – и Тот спешит на помощь.
Выражение такого вопля: «Папа, папа!» – звук шофара в Рош а-Шана.
Но, кроме того, шофар предназначен еще для одного, самого важного, в истории события: Грядущего Освобождения. Тот самый Б-жественный шофар, который звучал во время Дарования Торы, возвестит о наступлении обетованного времени – как обещал Всевышний устами Своего пророка (Йешаяу, 27:13):
И будет в тот день:
Протрублено в великий шофар –
И придут сгинувшие в стране
ассирийской
И затерявшиеся в стране египетской,
И поклонятся Г-споду на горе Святости
в Иерусалиме!
И тогда исполнятся все предсказания о временах Машиаха и наступлении Грядущего мира, когда, как пишет Рамбам (Мишне Тора, Законы о царях и их войнах <и о приходе Машиаха – согласно одному из первых изданий Рамбама>, 12:5), «не будет ни голода, ни войны, ни зависти и соперничества, ибо все возможные блага будут даны в великом изобилии, и всякие лакомства будут доступны для всех, как прах земной. И не будет у всего мира иного занятия, кроме одного: познания Б-га, и поэтому станут сыны Израиля великими мудрецами, познавшими вещи сокрытые, и постигнут разум своего Творца настолько, насколько позволяют это силы человека».
О том, каким ликованием преисполнится тогда весь мир, дает представление окончание книги «Теилим» – завершение и кульминация (150:1–2, 3, 5–6):
Славьте Б-га!
Славьте Б-га в Его святости,
Славьте Его в небосводе мощи Его...
Славьте Его звуком шофара,
Славьте Его на арфе и лире...
Славьте Его на кимвалах звонких!
Всякая душа да прославит Б-га!
Славьте Б-га!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1] Один из величайших вавилонских мудрецов Торы Х века – рав Хай Гаон однажды получил алахический запрос: можно ли усомниться в способе трубить в шофар? Ведь эту заповедь евреи исполняют из года в год – неужели же до рабби Абау никто не трубил в шофар в день Рош а-Шана? Рав Хай Гаон ответил, что с древнейших времен в народе Израиля бытовали два обычая исполнять труа: как последовательность коротких звуков (собственно труа в наше время) и как повторение короткого мотива (шварим). И первый, и второй способы считались одинаково пригодными для исполнения заповеди трубить в шофар в Рош а-Шана. Однако во времена изгнания, когда опасность забыть устную традицию стала весьма реальной, рабби Абау счел нужным установить единый обычай – во избежание возникновения раскола из-за того, что невежды сочтут правильным только свой способ исполнения труа.