[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2008 АВ 5768 – 8(196)

 

ПЯТЬ ФИЛЬМОВ НА ВЫБОР

Евгения Тирдатова

 

Эран Риклис

Лимонное дерево

Израиль – Франция, 2008

 

Ицхак Град

Грязный выпад

Израиль, 2005

 

Моше Мизрахи

Уик-энд в Галилее

Израиль, 2007

 

Асаф Бернштейн

Долг

Израиль, 2007

 

Амос Гитай

Разрыв

Израиль, 2007

«Разрыв».

В этом году на ММКФ была организована ретроспектива «Израильское кино сегодня». В нее включены фильмы, получившие призы многих фестивалей, но российскому зрителю еще не известные. Ретроспектива, состоящая из пяти фильмов, представила картины разной тематики, режиссеров разных поколений и направлений, начиная от патриарха израильского кино Моше Мизрахи, от самого известного в мире (и в России) израильского режиссера Амоса Гитая и кончая Эраном Риклисом и Асафом Бернштейном, поставившими свои вторые фильмы.

Что же это за феномен – «израильское кино сегодня»? «Безумная земля» Дрора Шауля – Гран-при фестиваля в Сандэнсе; «Бофор» Йосефа Седара – «Серебряный берлинский медведь»; «Мой отец, мой хозяин» Йосефа Волаха – «лучший фильм» Трайбеки (Нью-Йорк); «Медуза» Этгара Керета и Ширы Геффен – «Золотая камера» Канна; «Визит оркестра» Эрана Колирина – «лучший европейский фильм» года.

Это лишь несколько израильских фильмов, и это награды только лишь за прошлый год.

Кто мог представить себе такой грандиозный взлет кинематографа маленькой страны, о котором лет 10–15 назад почти никто не слышал? Сегодня кино Израиля вышло на мировую арену, оно стало не только фестивальным, но и коммерчески успешным.

«Уик-энд в Галилее».

Фильм «Поверни налево в конце мира» Ави Нешера превратился в сенсацию десятилетия у себя в стране, собрав около полумиллиона зрителей. Триллер Эйтана Фокса «Прогулка по воде» стал самым успешным израильским фильмом в американском прокате (мировые сборы – более шести миллионов долларов). Почти столько же собрала и «Сирийская невеста» Эрана Риклиса.

Вкладывать деньги в израильское кино теперь престижно и выгодно. Сегодня 40% израильской продукции финансируется из иностранных источников. Только лишь французские продюсеры за последние несколько лет поддержали 28 израильских фильмов.

Основным содержанием сегодняшнего израильского кино по-прежнему остается политика, а именно ближневосточный конфликт, терроризм. Но подход к этой теме теперь не столь прямолинеен, как было раньше. Она трактуется часто как драма конкретных людей, их отношений, экстраполируется или вырастает из конфликта частного, семейного. Возможно, поэтому фильмы стали более универсальными, более понятными мировому зрителю.

Московский международный кинофестиваль, внимательно следивший за развитием национальных кинематографий, постоянно держит в поле зрения кино Израиля. В последние годы израильские картины регулярно участвуют в конкурсе Московского фестиваля. Это и «Полурусская история» Эйтана Аннера, и «Дети СССР» Феликса Герчикова, и показанная в этом году дебютная картина Дрора Захави «Для моего отца».

«Грязный выпад».

Эран Риклис в «Лимонном дереве» следует за феноменальным успехом своей первой полнометражной картины «Сирийская невеста». Так же как «Сирийская невеста», «Лимонное дерево» делалось в копродукции с Францией (с известным французским продюсером Антуаном де Клермон-Тоннером). Это история лимонной рощи, за которой с любовью ухаживает 45-летняя Сальма из маленькой палестинской деревушки. Но, по мнению охраны израильского министра обороны, к несчастью поселившегося по соседству, по ту сторону «зеленой линии», деревья слишком разрослись и могут укрывать террористов. А посему единственная память о предках Сальмы, которые заложили эту рощу много поколений назад, безжалостно уничтожается. За всем, что происходит, внимательно и с большим сочувствием следит из окна дома не очень счастливая жена министра, и между двумя женщинами устанавливается невидимая связь.

Актер, снимавшийся у Амоса Коллека в «Беззаботном», и режиссер картины «Грязный выпад» (первым его фильмом были «Жирафы») Цахи Град мастерски и убедительно рассказывает историю обычного человека, который оказывается совершенно беззащитен перед лицом силы, власти и коррупции.

В фильме Амоса Гитая «Разрыв» приехавшая в Израиль из Франции мать (Жюльет Бинош) пытается понять когда-то брошенную ею дочь, которая борется за каждый выращенный росток на участке земли в секторе Газа. Девушку, так же как и всех других жителей, заставляют уйти с земли, где когда-то власти агитировали их поселиться. Психологические подробности, тщательно выписанные детали, внимание к каждой мелочи позволяют говорить о каком-то «новом» Амосе Гитае, картины которого ранее были более плакатными и дидактичными.

«Лимонное дерево».

В «Долге» Асафа Бернштейна героиня известной израильской актрисы Гилы Альмагор, знаменитая писательница, рассчитывается с прошлым. Когда-то она была агентом Моссада вместе с двумя своими друзьями. Они охотились за опасным нацистским преступником, напали на его след, но в последний момент упустили. Для того чтобы оправдаться перед своими, они сочинили легенду о том, что нацист был уничтожен, и их встретили в родных местах как героев. Спустя много лет преступник объявился, и с ним вернулась память о страшном прошлом, заставляющая героев фильма довести дело до конца.

Режиссер-оскароносец Моше Мизрахи («Вся жизнь впереди») снял психологическую драму «Уик-энд в Галилее» по мотивам пьесы Чехова «Дядя Ваня». Тщательно снятая и тщательно сыгранная картина не является настоящей экранизацией Чехова, хотя ее неторопливый ритм, назревавшие долгое время конфликты и истерики семейства, запутавшегося во лжи, тайнах, нерадостных отношениях, несбывшихся мечтах, прекраснодушии и желчи, – все это на фоне оливковых рощ и старых камней – настроение чеховской пьесы передают.

«Долг».

Фильмы, включенные пусть в небольшую, но весьма представительную ретроспективу, с успехом показанную на Московском кинофестивале, безусловно подтверждают феноменальность нового израильского кино.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.