[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2008 АВ 5768 – 8(196)
Здоровье тела, сознаниЯ и духа
Составитель Шолом-Бер Вайнберг
«Каждый врач должен знать»
<…> Вы должны сделать попытку повлиять на пациентов своего брата – им бы следовало ежедневно (кроме субботы и йом тов) возлагать на себя тфилин.
Как врач, Ваш брат обязан знать: здоровье духа положительно сказывается на физическом самочувствии.
Он знает множество медицинских препаратов и методов лечения, которые весьма эффективны – но при этом сам же он не сможет объяснить механизм их воздействия. Врачи используют их в своей практике, ибо знают: они принесут пользу больному.
То же самое верно и в отношении Торы и заповедей: неясно, как именно они «работают», но они действуют.
<…> Разве может человек ставить условия Б-гу, Величайшему из целителей, и заявлять, что сперва он поймет, как действуют Его «препараты» (то есть Тора и заповеди), а только потом готов будет их «принимать»?
Подобно тому как мы доверяем лечащему врачу или консультирующему профессору, так мы доверяем Торе и заповедям. Исполняя их веления, еврей обретает здоровье и души, и тела.
О врачах, не являющихся евреями
<…> Вы спрашиваете мое мнение о том, стоит ли обращаться к авторитетному врачу, который пользуется известностью у евреев, хотя сам он не еврей.
Я не понимаю Ваших оговорок, ибо, когда речь идет о лечении, не вижу разницы между врачом-евреем и неевреем. Говорят же: «Ремесленник честно выполнил труд свой – за что же его порицать?»
Даже наши учители обращались к врачам, не принадлежащим к нашему народу. А Вы ведь пишете, что врач этот – верующий.
Б-г, посылая «слова исцеления», действует через конкретного врача и конкретные процедуры, – почему бы в данном случае этим врачом не быть тому специалисту, о котором Вы рассказали.
Есть разница между больными и здоровыми
<…> Больницы и центры здоровья настаивают: чтобы исцелить недуг или укрепить здоровье, необходимо придерживаться определенной диеты, режима дня, принимать лекарства – только тогда можно получить результат.
Но нужно ли говорить о том, что режим, рекомендованный больному, совершенно не подходит здоровому человеку. И соблюдение такого режима человеком здоровым может <…> подорвать его силы, грозить недугом, – при том что больным этот режим полезен. Далее: как мы знаем, многие медицинские препараты очень токсичны, но в определенных, чрезвычайно малых дозах могут оказывать целебный эффект.
Тому, кто здоров, не надо объяснять, что больничный режим – не для него.
Но об этом надо напоминать тем, кто не совсем здоров или был болен и прошел курс лечения, – по инерции они могут вести себя как больные, хотя уже здоровы. И человеку в этом положении надо объяснить: соблюдение режима, предписанного ему во время болезни, по выздоровлении может быть просто-напросто вредно.
Но это же является напутствием и врачам: они помнят о своих пациентах в больницах и о том, что полезно для них, о тех процедурах, которые помогли спасти столько жизней, – но при этом им стоит напомнить: все это актуально именно для больных. Здоровым нужно совсем иное.
Обязанность врача – дать лекарство больному, но также его обязанность – объяснить человеку, который выздоровел, что пришло время отказаться от всего, что стало для него привычным за время болезни.
Долг провизора
<…> Стоит человеку войти в аптеку, как он видит перед собой множество средств и препаратов, которые помогают исцелять больных. Это наполняет сердце трепетом.
Но провизор должен объяснить своему клиенту, а также понимать сам: все эти препараты – лишь первый шаг к исцелению. Чтобы человек действительно исцелился, необходимо сочетание двух важнейших факторов: во-первых, лишь специалист определяет, какое именно средство, в каких дозировках должен принимать больной; во-вторых, больной должен выполнять все указания и принимать препараты именно так, как ему рекомендовали.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.