[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2008 АВ 5768 – 8(196)
И обниметсЯ волк с Ягненком…
Алекс Рапопорт
Режиссер Дрор Захави
Для моего отца
Израиль – Германия, 2007
В конкурсной программе 30-го Московского международного кинофестиваля израильский кинематограф был представлен фильмом Дрора Захави «Для моего отца», или «Бишвиль аба шели», как звучит это на иврите.
Режиссеру Дрору Захави на вид нет и тридцати. Выглядит как «сабра», смуглое лицо, короткая стрижка, раскованные движения. В разговоре легко переходит с иврита на английский. Он окончил Университет кино и телевидения в Потсдаме, снял два сериала для немецкого ТВ, снятая им картина – его дебют в кино. Союз кинематографистов Израиля связывает с лентой большие надежды: рассматривается выдвижение «Для моего отца» на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм года». В день открытия ММКФ состоялся пресс-показ, затем фильм демонстрировался дважды.
Фабула проста, как правда. Молодой палестинец Терек (Шреди Ябарин) соглашается стать смертником. Деньги за теракт получит семья, они необходимы для лечения отца героя. Сам Терек, подающий надежды футболист, больше не может приезжать на тренировки – мешает пропускной режим на КПП и бетонная стена вокруг «территорий». Спортивная карьера кончилась, перспективы туманны. А раз так – надо себя взорвать на рынке в Тель-Авиве. После того как его с поясом шахида на животе доставили в Тель-Авив, обратной дороги нет – в любой момент могут ликвидировать, позвонив на мобильник, но в этом случае он будет считаться отступником и не попадет в рай, где его уже ожидают 40 девственниц.
Придя в канун субботы на рынок, Терек входит в толпу, нажимает заветную кнопку, но – вот незадача – тумблер неисправен. Сообразительный Терек направляется в электромастерскую. У старого Каца (Шломо Вишински), хозяина мастерской, дырявая крыша – он не спрашивает, зачем неизвестному молодому арабу деталь для замыкания электроцепи. Терек ремонтирует худую крышу в обмен на новый тумблер. Он не планировал ужинать в этот день, но принимает приглашение семьи Каца разделить субботнюю трапезу. С наступлением субботы на улицах пусто, много евреев не взорвешь – так что время есть. Между делом Терек спасает жизнь жене хозяина (она заснула с включенной газовой плитой, а Терек выключил газ и вывел женщину на свежий воздух). Он хороший парень – любит родителей и уважает старших. Все свои подвиги Терек совершает, не снимая пиджака, под которым спрятан пояс шахида, начиненный взрывчаткой и гвоздями. Работая у Каца, он знакомится с юной продавщицей из лавки напротив и защищает ее от агрессивно настроенных учеников ешивы. Они – как и все, кто относится к Тереку с подозрением – выглядят отвратительно. Будучи спортивным парнем, Терек бьет морду их вожаку, ешиботники с позором ретируются. Но светлому чувству, зародившемуся у героя и героини, не суждено перерасти в длительные отношения. Суббота заканчивается, и Терек взрывает себя на рынке Кармель.
Сценарий написали два израильских сценариста. Занимательный сюжет не всегда является гарантией успеха произведения. Если исключить политическую конъюнктуру, то для завоевания призов на фестивале класса «А» нужно предложить лишенный штампов киноязык (это в идеале) и хорошую актерскую игру (в обязательном порядке). Эмоциональная вовлеченность зрителя желательна. Отсутствие банальных ходов приветствуется.
Дебют Д. Захави показал, что он освоил азы режиссуры. Вот герой и героиня садятся на велосипед и едут по залитому солнцем городу. Звучит душевная мелодия, сладкий женский голос поет на иврите. Велосипед, как мы помним, изобрели раньше кинокамеры. Сколько же таких лирических проездов знает мировой кинематограф?
Тем не менее в фильме есть что смотреть. Для Захави характерно внимание к детали, к подробностям быта, со знанием дела показан непарадный Тель-Авив, который не демонстрируют туристам. Выдвижение его ленты на ММКФ можно рассматривать как аванс начинающему перспективному режиссеру.
Что же до заложенной в ней идеологии, то это обобщенный взгляд левонастроенной израильской интеллигенции на палестино-израильскую проблему. Израильские «левые» чрезвычайно озабочены тем, как они выглядят в глазах европейской общественности. Подобного рода киносказками они сообщают: мы не «ястребы», мы способны взглянуть на проблему глазами наших противников, мы испытываем к ним сочувствие. Нехитрый посыл: хорошие люди с обеих сторон должны объединиться против плохих людей из арабского и израильского лагерей – «и обнимутся волк с ягненком»… «Не смотрите на это как на политическую историю, – сказал Дрор Захави, – а как на историю сердца».
Признаться, у меня не получилось ни первого, ни второго. Серьезных наград такие работы не получают. Завтра на ММКФ присуждение призов, интересно будет проверить мой прогноз.
P. S. По результатам опроса зрителей картина «Для моего отца» режиссера Д. Захави получила Приз зрительских симпатий. Какое, право, счастье, что не все такие черствые и бездушные, как я…
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.