[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2008 АВ 5768 – 8(196)
Война была у каждого народа своя
С подачи «приватизировавших» Великую Победу современных сталинистов и примкнувших к ним российских нацистов-антизападников в коллаборационизме обвиняются именно те народы, которые стали жертвами «раздела» со стороны Сталина, – балтийские три страны и Молдова, – а также те, которые потеряли свою государственность ранее и поддерживали Германию по принципу «враг моего врага – мой друг»: Хорватия, Словения, Ирландия, крымские татары и пр. К сожалению, такой односторонний подход находит иногда отражение и на страницах вашего журнала, а также других еврейских изданий.
По существу, вторая мировая война (и первая, кстати, тоже) была сплетением многих разных войн, для каждого народа своей. И каждый народ имеет право со своей точки зрения, с точки зрения своей войны, а не переплетенных тогда с нею других войн других народов, решать, кто был поработителем, а кто освободителем, делить участников войны на «белых» и «черных», решать, какой из тоталитаризмов и империализмов был для них «меньшим злом». Если для евреев Гитлер – творец Катастрофы, а Сталин и СССР воспринимаются как спасители от Гитлера, то почему многие евреи не могут понять, что для других народов – прибалтов, крымских татар, чеченцев – могло быть все как раз наоборот?! И не следует свою, еврейскую, оценку навязывать всем остальным. Не следует упрощать, определяя как коллаборантов и «нацистских пособников» всех тех, кто оказался во второй мировой по одну сторону с Германией, потому что многие из них воевали не «за» нацистский тоталитаризм, а «против» другого тоталитаризма и империализма – советско-российского. Еще хуже откровенно подпевать тем, кто сознательно «сатанизирует» всех воевавших против сталинского режима, «сатанизирует» всех противников сталинского СССР с целью обеления, исторической реабилитации и даже возвеличивания Сталина и сталинизма, отрицая его злодеяния. Кроме того, это еще раз ранит тех людей и те народы, которые стали жертвами репрессий и уже столько лет безуспешно надеются на «Нюрнберг-2» для этого режима. Такой подход, я скажу, ничем не отличается от действий тех, кто приходит на праздник 9 мая с портретом Сталина. А по-настоящему, ради справедливости и ради памяти миллионов невинно убиенных, следовало бы за появление в общественном месте с портретом Сталина привлекать к такой же ответственности, как и за портрет Гитлера...
Почему у нас в Украине среди противников восстановления справедливости по отношению к ветеранам УПА ветераны-евреи – на втором месте (на первом – ветераны НКВД и особых отделов)? Для украинцев вторая мировая означала гражданскую войну: одни воевали в Красной Армии против Гитлера и за советскую Украину, другие – в УПА и дивизии «Галичина» против Сталина и за независимость. И разобраться в украинской оценке войны должны сами украинцы между собой. Просьба другим не вмешиваться!
Л. Витер,
Днепропетровск
Вы читали? Михаил Эдельштейн. Розанов, Флоренский и христианские младенцы // 2008, № 4
Реакция. О Флоренском и Розанове – очень грустно. А порадовало то, что автор статьи не призывает к хуле, но тоже как бы весьма сожалеет. Мои представления об этих философах не то чтобы совсем уж справочные, но как у всякого обильно читавшего некогда «технаря». Я бы, может, и не поверил, но цитаты убеждают. Когда читаешь статью, понимаешь, что мимо революции России было не пройти. А еще понимаешь, что антисемитизм начинается со спокойного семейного осуждения евреев. Как же все основательно запуталось, и, главное, как давно все запуталось!
А. Дмитриев,
Москва
Вы читали? Беседу ведет Афанасий Мамедов. Мой первый Бабелон // 2008, № 7
Реакция. Давно, еще с советских времен, мне не приходилось писать в газеты, но здесь хочется вспомнить старый лозунг, который памятен людям моего возраста: «Не проходите мимо!»
Когда-то так привечали нарушителей общественного порядка, уснащая стенды соответствующими осуждающими карикатурами. А тут – живой, веселый и даже отчасти хулиганский Бабель.
Живой он не только на фотографии, сама история которой – уже готовый бабелевский сюжет. У вас, господа, даже профессура видит живого Бабеля, а для писателей Маркиша и Эппеля – он и герой, и проблема, и вызов их собственной литературе.
Кстати, была у вас рецензия на книгу писем Бабеля, которую в Одессе я ни у кого не видел. Неужели даже московский четырехтомный Бабель все еще не полный? Меня волнует и легенда о пропавшем романе Бабеля, которую обсуждают профессора, – есть ли тут надежда? Так хотелось бы верить, что когда-то Бабель станет полным.
Э. Галковский,
Одесса
Вы читали? Борис Жутовский. Две «стекляшки» в руках истории // 2008, № 7
Реакция. Навести по матовому стеклу, вставить матовое стекло, убрать кассету… Откуда такой опыт у никогда ранее не снимавшей девушки?! Скорее всего, из рассказанной нам истории за давностью лет выпали какие-то фрагменты. Или Роман Кармен оказался гениальным фотографом и рассчитал не только выдержку: «Произнеси двадцать один, двадцать два, двадцать три…» – он и свет ей двухсторонний спроектировал.
В любом случае рассказ Жутовского живой и очень интересный.
Л. Ляховицкий,
Новосибирск
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.