[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2008 АВ 5768 – 8(196)
ОГНЕННАЯ ОПЛЕУХА
Михаил Горелик
Продолжение диалога, начатого в книге «Разговоры с раввином Адином Штейнзальцем».
– Похоже, неизвестно ни одного случая, когда ангелы, вступая в контакт с людьми, действовали бы по собственной инициативе?
– Об одном прецеденте могу упомянуть. Йехезкель рассказывает об ангеле, бросающем горящие угли на Иерусалим.
– Ангел? У меня в памяти осталось, что речь идет о человеке. Если только мы говорим об одном и том же эпизоде.
– Ангелы бестелесны, не имеют формы, но предстают перед человеком, трансформировавшись, – чтобы их можно было воспринять нашими органами чувств. В терминах каббалы в таких случаях говорят о «сосудах» или об облачении в «одеяния». Это с одной стороны. С другой стороны, пророки, описывающие свой мистический опыт, и Йехезкель в частности, вынуждены решать проблему перевода нематериального на язык материального, совершенно не приспособленного для описаний такого рода, поэтому их отчет не следует понимать слишком буквально: это не более чем аналогия, не более чем ассоциативный образ.
В эпизоде, о котором мы говорим, действительно появляется некто, названный человеком в льняной одежде, но из контекста все-таки с очевидностью следует, что это не человеческое существо. Действие разворачивается в мистическом пространстве у престола Всевышнего, среди херувимов[1].
Пребывание человека в такой ситуации затруднительно.
– Да, но Йехезкель ее видит, ее описывает, следовательно, в каком-то смысле в ней присутствует.
– Присутствует. Короткое время. Как существо из иного мира. А человек в льняной одежде определенно местный. И он субъект действия, в то время как Йехезкель – созерцатель. Горящие угли должны быть брошены на город из того мира в наш как бы с небес: сверху вниз. Комментаторы сходятся на том, что это был ангел. И даже имя называют: Гавриэль.
– И какую же инициативу он проявил? Ему было сказано: возьми и брось – он взял и бросил.
– Пожалел Иерусалим, хотя и не мог не выполнить поручения. Так он, прежде чем бросить угли, попридержал их в руках, чтобы они хотя бы малость поостыли и действие их было не столь сокрушительно.
– Я этого совершенно не помню.
– Это не в Библии – это в Талмуде.
– И чем дело кончилось?
– Иерусалиму это не помогло, но Гавриэль заработал за своеволие огненную оплеуху[2].
– Я всегда знал, что инициатива наказуема, но не предполагал, что это распространяется и на ангелов. Но все-таки сочувствие здесь налицо – вы же сами говорите: пожалел город.
– Гавриэль – ангел особенный, в его функции входит контроль, а для контроля необходимо определенное понимание, он его и продемонстрировал. Этим Гавриэль кардинально отличается от прочих ангелов, но здесь он вышел за границы своих полномочий, за что и пострадал. В любом случае этот эпизод исключителен.
– Инициатива ангела была весьма умеренной, кроме того, он проявил милосердие. В сущности, за милосердие пострадал.
– Вот представьте себе, человек идет в банк, просит ссуду. Действующие инструкции этого не позволяют. Человек просит: у него тяжелые обстоятельства, деньги остро необходимы, ну, скажем, на лечение жены. Он говорит: поймите, отказ нас погубит. Вникнет банковский клерк в его обстоятельства? Даст ему ссуду? Он может быть сколь угодно милосердным, но ведь деньги принадлежат не ему, он к ним только приставлен. Дав ссуду, он нарушит инструкцию. А нарушит инструкцию – получит оплеуху.
– В прошлый раз, когда мы говорили об ангелах, вы привели комментарий, из которого следует, что у ангелов нет постоянного имени, что имя их меняется в зависимости от функции, которую они в данный момент выполняют, что по существу это имя функции. А тут вы определенно говорите: Гавриэль. Известно еще несколько зарезервированных имен: Михаэль, например.
– Тут нет никакого противоречия. Духовные миры уж никак не менее разнообразны, чем тот мир, в котором мы живем. Есть разные классы ангелов. Есть ангелы с постоянными функциями, имеющие постоянные имена, есть ангелы, выполняющие последовательно разные функции – у них нет фиксированного имени. Есть ангелы, созданные в начале времен (к ним относится и Гавриэль), есть такие, которые создаются непрерывно и во множестве.
– Как это понимать?
– Каждый наш поступок, слово, мысль, переживание порождают духовное существо, которое начинает вести самостоятельную, независимую от нас жизнь, вступает во взаимодействие с другими духовными существами, с самим человеком.
– Так за всю жизнь много чего понаделано, я уж не говорю про наговорено и мысленно напредставлено – мысль и воображение, они ведь границ не знают, летают, где хотят, контролю поддаются слабо, а порой так и вовсе не поддаются. Иной раз такое в голову придет.
– Ну так все это не исчезает бесследно. После смерти человека окружают порожденные им ангелы.
– Порожденные злобой – все равно ангелы?
– Ангелы зла. Что вас смущает? На самом деле они окружают человека и при жизни, но если при жизни он может не замечать всю эту компанию и направленного на него действия, то после смерти ощущает их в полной мере – и восхищаясь, и ужасаясь. Одни поднимают его вверх, другие опускают вниз. Возникает ситуация ада, но только ада, создаваемого самим человеком на протяжении всей его жизни. Каждый проходит через свой ад, со своей длительностью, характером и интенсивностью страданий. Пока не освободится от зла, которое сам впустил в мир.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.