[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2008 ТАМУЗ 5768 – 7(195)
Взрослое кино шестидесЯтилетнего государства
Алекс Рапопорт
Знакомство российских зрителей с кинематографом Израиля случилось сравнительно недавно: в начале десятилетия Недели израильского кино были организованы в ряде крупных российских городов, затем на федеральных телеканалах, в частности, на ТВ «Культура» появились израильские фильмы, минувшим летом Форум израильского кино прошел в Москве сразу после 29-го Международного кинофестиваля. C 2004 года израильские картины в Москве показывает российско-израильский арт-проект «Эшколь». По первым ознакомительным показам можно было сказать, что кинематограф страны целиком погружен в многочисленные социальные проблемы, в военно-политическую ситуацию ближневосточного региона, что он дает представление о повседневной жизни Израиля и укладывается в рубрику «этническое кино».
И вот, с 16 по 22 мая в Москве, приуроченный к 60-летию образования государства, прошел очередной для российского зрителя фестиваль израильских фильмов. В кинотеатре «35 мм» были показаны семь игровых картин. Фестиваль этот существенно меняет представления о современном израильском кинематографе.
Он открылся фильмом «Бофор» режиссера Йосефа Сидера, снятым в 2007 году; сценарий его основан на романе израильского писателя Рона Лешема «Существует ли рай?» и рассказывает об одном из эпизодов в ходе вывода войск с территории Ливана в 2000 году. После 2-й ливанской кампании роман был назван пророческим. И автор романа, и режиссер молоды, их взгляд на войну отличен от взглядов тех израильтян, кто участвовал в Шестидневной войне, войне Судного дня и в 1-й ливанской кампании, окончившейся выдворением ООП в Тунис. Судя по фильму, отношение молодой части израильского общества к войне изменилось: она состоит из абсурда и неоправданных жертв, приказы командования зачастую противоречивы и немотивированны, а к чувству воинского долга прибавляется понимание того, что не все конфликты разрешимы силовым способом.
Подразделение ЦАХАЛ удерживает форт Бофор на территории Ливана недалеко от ливано-израильской границы. Активные военные действия окончены. Согласно мирному урегулированию, вскоре крепость нужно будет покинуть, но приказа об уходе не поступает, производится бесполезное уже разминирование патрульной дороги, заканчивающееся смертью сапера, «Хизбалла» не прекращает обстрелы форта, солдаты продолжают погибать. Возникает противостояние между командиром гарнизона, молодым офицером Лиразом, считающим армию и войну своим призванием, и солдатом, задающим вопрос, ради чего погибли его товарищи и подвергаются опасности все остальные. В сущности, это вопрос о том, что важнее для страны: подчинение военной машине ради ее корпоративных интересов или же отдельная человеческая жизнь? Картина заканчивается минированием и взрывом Бофора, осуществленным под руководством Лираза перед уходом в Израиль: не доставайся же ты никому.
Действие фильма разворачивается в мрачном пространстве крепости, стены которой усилены бетонными блоками, это пространство-ловушка, герои все время находятся в тесных и замкнутых помещениях казармы, склада боеприпасов, кузова грузовика, внутреннего двора, наблюдательной площадки, обнесенной бойницами. Их военная экипировка, в особенности объемные береты из маскировочной сетки, неожиданно отсылает к живописи средневековых художников. Диалоги, которые солдаты ведут, вспоминая дом, женщин и стараясь предугадать свое будущее, вполне уместны в пьесе, написанной и два века назад, и в эпоху Возрождения. Военный конфликт подан в фильме не в узко региональных рамках, авторам удалось выйти на общечеловеческий уровень освещения проблемы и найти для этого особые пластические средства. Эти достижения были отмечены профессионалами: на Берлинском кинофестивале 2007 года «Бофор» получил приз в номинации «За лучшую режиссуру», в 2008-м вошел в пятерку выдвинутых на «Оскар» как лучший иностранный фильм года. При бюджете в 2,5 млн долларов прокат картины в США и Европе уже принес более 153 млн, то есть она интересна не только израильскому, но и мировому зрителю.
Другим заметным фильмом фестиваля стали «Секреты» известного израильского режиссера Ави Нешера. Место действия – город Цфат, религиозное училище для девушек, решивших совершенствоваться в знании Танаха. Помимо молодых израильских актрис в фильме снялась звезда французского кино Фанни Ардан. Секреты, которые постигают девушки, изучая священные книги, и секреты, которые преподносит жизнь за пределами их замкнутого мира, первые самостоятельные поступки, выбор друзей и подруг, поиск себя и конфликт со старшими, предлагающими решения, не соответствующие внутренней природе героини, – вот проблематика этой эмоциональной и неожиданной ленты. Казалось бы, российские зрители далеки от того, что происходит внутри ультрарелигиозной общины Израиля, но, как и в случае с «Бофором», удалось преодолеть рамки среды и выйти на художественный уровень. Фильм заставил сопереживать и соотносить себя с его героями. Сужу по зрительской реакции, по обмену репликами в зале и фойе после просмотра. В «Секретах» очень хороший актерский ансамбль, интересно следить за перевоплощениями актрисы Ани Букштейн, сыгравшей главную роль. Режиссер Ави Нешер, выступивший с приветствием в первый день фестиваля, рассказал публике о своих российских корнях, что для него предмет гордости – его мать, учительница русского языка и литературы, приехавшая в Израиль из России. Действительно, разработка характеров в фильме «Секреты» свидетельствует о знакомстве с классической русской литературой, в частности с пьесами Чехова.
Вообще, интерес к человеку, не представителю социальной, религиозной или иной группы, но к частному лицу, рассказ о его внутренней жизни – выигрышная сторона израильского кино последних лет. Показанный после «Бофора» фильм «Авива, любовь моя» – тому пример, речь в нем идет об одаренной начинающей писательнице, поварихе из Тверии, рассказы которой готов купить и издать под своим именем признанный прозаик. Эта работа режиссера Шеми Зархин с Аси Леви в главной роли была отмечена на родине, получила приз «Лучший фильм» Израильской киноакадемии, а также удостоилась «Золотой медали» на 42-м МКФ в Чикаго.
Человеческая проблематика на первом месте и в других фестивальных фильмах. Трудности адаптации и обретении друзей в новой стране – тема дебютной картины «Дети СССР» режиссера Феликса Герчикова. В девятилетнем возрасте будущий режиссер был увезен из Бобруйска в Израиль, о сложностях первых шагов в новой среде с незнакомой культурой и языком он знает из собственного опыта. В 24 года Ф. Герчиков написал сценарий на иврите, выиграл конкурс на израильском ТВ и получил в качестве приза грант в 500 тыс. долларов, что и составило бюджет его первой картины. В фильме много молодых непрофессиональных актеров, недавних эмигрантов из СССР. Большая часть фильма идет по-русски – это язык героев картины. Снятый в 2005 году фильм «Дети СССР» получил Гран-при за лучшую драму Иерусалимского кинофестиваля, Специальный приз жюри 1-го Фестиваля «Русское зарубежье», у нас был впервые показан в июне прошлого года в конкурсной программе 29-го ММКФ.
Драматическая комедия «Визит оркестра» режиссера Эрана Колирин с актрисой Сасон Габай в главной роли интересна тем, что это первая израильская картина, показанная в арабских странах. В Израиль из Александрии прибывает на открытие арабского культурного центра полицейский оркестр, но по ошибке оказывается не там, где его ждут, а в маленьком городке пустыни Негев. Участие в египтянах принимают местные жители, решают их проблемы с едой и ночлегом. Граждане двух некогда враждовавших стран обнаруживают, что у них много общего, испытывают интерес и симпатию друг к другу. Фильм получил 22 награды международных кинофестивалей, среди них три приза Каннского фестиваля: «Особый взгляд», «Приз молодежного жюри» и «Приз иностранной критики», а также Гран-при международных кинофестивалей в Токио, Монреале и Варшаве.
Еврейско-немецким отношениям и теме «израильтянин в Германии» посвящены фильмы «Металлик Блюз» режиссера Дани Верте и «Прогулки по воде» Эйтана Фокса. «Металлик Блюз» 2004 года рождения – на сегодня самый масштабный и дорогой проект израильского кино. По жанру его можно отнести к роад-муви: двое друзей в дни Хануки отправляются в Германию, чтобы выгодно продать купленный в Израиле по сказочно дешевой цене роскошный «Линкольн Континенталь» 1985 года выпуска. Но путешествие, сулившее легкий заработок, оборачивается для них неожиданной стороной. Фильм получил приз за лучший сценарий Иерусалимского кинофестиваля и приз за лучшую актерскую работу Израильской киноакадемии. Израильско-шведская 2004 года лента «Прогулки по воде» рассказывает о взаимоотношениях немца и израильтянина, первый – внук нацистского преступника, второй – агент Моссада, профессиональный киллер на службе у государства, мечтающий встретиться с дедушкой своего приятеля. «Прогулки» удостоились призов от Израильской киноакадемии за лучший фильм и лучшую режиссуру. На мой взгляд – наименее удачный по идейному посылу фильм с неправдоподобным, надуманным сюжетом.
Резюмируя, можно сказать, что несомненными лидерами минувшего фестиваля были «Бофор» и «Секреты». Все фестивальные фильмы отличает высокий технический, в частности, операторский уровень. Сегодня (в отличие от 1960–1980-х годов) это очень качественное европейское кино. Внимание к человеческой психологии и мягкий юмор – отличительные черты этого кинематографа, вобравшего достижения итальянского неореализма и французской «новой волны». Знание еврейской традиции в сочетании с европейским наследием обещает в скором будущем выдающиеся результаты, и продемонстрированные в Москве образцы израильского кино позволяют на это надеяться.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.