[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2008 ТАМУЗ 5768 – 7(195)
Можно ли пробить стену непониманиЯ?
Халид Дюран (в соавторстве с А. Хашиши)
Дети Авраама. Введение в ислам для евреев
М. – Иерусалим: ДААТ/Знание, 2008. – 280 с.
Реувен Файрстон
Дети Авраама. Введение в иудаизм для мусульман
М. – Иерусалим: ДААТ/Знание, 2008. – 264 с.
Потребность в межрелигиозном диалоге в наши дни высока как никогда. Мировые конфликты принимают форму скорее уже не межгосударственных, а цивилизационных столкновений, густо замешанных на религиозных концепциях. Одна из болевых точек международной политики, перманентный ближневосточный кризис, нередко определяется как борьба ислама против сионизма, а в более широком смысле – против иудаизма. В представлениях последователей двух религий друг о друге – масса предрассудков, непонимания, мифов. Развеять эти мифы и предназначены одновременно появившиеся две книги. Уже из их названий можно понять, сколь важные задачи ставили их авторы и издатели.
Однако благородство целей и гуманистический пафос не всегда приводят к ожидаемому результату – как бы подобные издания ни были хороши. Казалось бы, в спокойном и уважительном тоне повествования, в информационной насыщенности книг заложены ростки будущего взаимопонимания. Однако нельзя забывать: и современный ислам, и современный иудаизм объединяют самые разные течения, от либеральных до ультраортодоксальных, и каждое из них предлагает свои интерпретации древних вероучительных и этических формул. Авторы обеих книг относятся, несомненно, к умеренно-либеральным слоям иудаизма и ислама, что проявляется и в характеристиках собственной конфессии, и в оценках другой религии. Ясно, что подобные взгляды не разделяются огромным числом их собратьев. Более того, так уж устроен человек, что он чаще всего выстраивает не концепции на основе фактов, а наоборот – интерпретирует факты, исходя из заданных концепций. И никакие либеральные книги фанатики читать не будут, а ограничатся кругом привычной им литературы.
Вряд ли, например, многие мусульмане согласятся с выводом Дюрана, что «еврейские мысль и искусство… были и остаются до настоящего дня важным компонентом исламской цивилизации», как и с его критикой «исламистов». Так же и многие «правые» евреи едва ли разделят мысль Файрстона, что люди могут и должны научиться жить «вместе».
Но означает ли это, что книги написаны напрасно? Ни в коем случае. Всегда найдется достаточное количество ищущих и мыслящих людей, которые способны анализировать информацию и формировать адекватное отношение к «другому» исходя из более или менее объективных исторических и религиозных реалий. Такое отношение может быть самокритичным и взвешенным. Отсюда рождаются уважение и стремление ко взаимопониманию. В итоге цель обоих авторов может быть достигнута – даже если эти книги научат несколько сотен человек, а не миллионы. Будем надеяться, что все-таки капля камень точит…
Юрий Табак
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.