[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2008 ТАМУЗ 5768 – 7(195)

 

Антисемиты и филосемиты у рулЯ Российской империи

 

Александр Миндлин

Государственные, политические и общественные деятели Российской империи в судьбах евреев. 1762–1917.

Справочник персоналий

СПб.: Алетейя, 2007. – 391 с.

Александр Миндлин написал интересную и оригинальную по замыслу книгу, посвященную взглядам российских политиков и общественных деятелей на еврейский вопрос, а также отражению этих взглядов в их практике. Другими словами, исследователь взял на себя труд изучить и проанализировать отношение к евреям как к национальному и религиозному меньшинству в империи через призму их восприятия рядом ключевых фигур имперской политики. Хронологические рамки работы Миндлина – с 1762 года (начало царствования Екатерины Второй, когда вступившей на престол императрице «предложили решить вопрос о дозволении евреям въезжать в страну») до марта 1917 года, то есть до отмены Временным правительством «ограничений для людей всех вероисповеданий и национальностей». Источниковая база исследования весьма разнообразна: не ограничиваясь опубликованными материалами, автор опирается и на архивные документы из РГАДА, РГБ, РГИА.

Принципиальная новизна подхода Миндлина состоит в том, что через мозаику взглядов различных государственных и общественных деятелей имперской России автор дает целостное представление о политике режима в отношении еврейского меньшинства за более чем 150-летний период – со всеми ее течениями, поворотами, отступлениями и изменениями. По сути, перед нами не просто справочник, а монография, посвященная вышеназванной теме. Знакомство с этой книгой ставит перед читателем целый ряд вопросов, среди которых особенно важным представляется вопрос, каким образом и в какой мере личный опыт и взгляды государственных деятелей сказывались на курсе, проводившемся режимом по отношению к еврейскому населению России в тот или иной конкретный период.

В концепции книги, впрочем, есть один изъян. Сам автор признает, что «вопрос, почему те или иные имена оказались» предметом его внимания, «не бесспорен». Например, в книгу не включены журналисты, писатели, религиозные деятели и философы, так или иначе касавшиеся еврейской темы. Исключение было сделано лишь для Н. Лескова. Миндлин обосновывает свой выбор тем, что публицистика Лескова по еврейскому вопросу «представляет значительный интерес». Но разве меньший интерес представляют соответствующие аспекты творческого наследия И. Аксакова, В. Мещерского, В. Короленко, Вл. Соловьева и многих-многих других авторов? Миндлин, разумеется, и сам понимает трудности объективного порядка, вставшие перед ним в силу характера и жанра его исследования: «объем их (писателей, публицистов. – А. Л.) материала мог бы составить несколько томов». Он совершенно справедливо пишет о том, что «работу над справочником вряд ли следует считать законченной <…> этот процесс может и должен продолжаться». Помимо других фигурантов, будущий справочник должен быть пополнен такими, скажем, именами, как главнокомандующий русской армией в первую мировую войну вел. кн. Николай Николаевич и начальник штаба Верховного главнокомандующего Н. Янушкевич, предрассудки которых самым трагическим образом повлияли на судьбы евреев в военные годы.

Однако, несмотря на все частные изъяны и возможности дальнейшего усовершенствования справочника, можно с уверенностью сказать, что мимо этого издания теперь не сможет пройти ни один исследователь, занимающийся историей российского еврейства XVIII–XX веков.

Александр Локшин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.