[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2008 ТАМУЗ 5768 – 7(195)

 

Б-Г НЕ НАКАЗЫВАЕТ, А ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ

Берл Лазар

Читая Тору, мы не раз обращаем внимание на предупреждения, которые Б-г адресует евреям. Если вы будете выполнять Мои законы – вас ждут процветание, здоровье, мир, благополучие и все остальные возможные блага. Если же вы не услышите слова Моего... – тут следует подробный перечень бед, которые поразят грешников.

Многие люди, с которыми мне приходится беседовать, не понимают, в чем смысл наказаний от Б-га. Если Он добр, говорят эти люди, зачем обязательно наказывать и причинять страдания, тем более такие тяжкие? Неужели Б-г не может ограничиться наставлением, объяснением? На худой конец – предупредить? Зачем обязательно причинять человеку боль?

Есть история о сыне Алтер Ребе, рабби Шнеура-Залмана из Ляд. Как-то раз отец отлучился в другой город, а ребенок услышал, как в синагоге читают главу из Торы, где говорится о наказаниях за грехи. Он так разволновался, что заболел – причем настолько серьезно, что и месяц спустя, в преддверии Йом Кипура, врачи не были уверены, что ему можно поститься. Близкие спрашивали мальчика: «Почему ты так испугался? Ведь ты не раз слышал, как читают Тору, в том числе слышал и о карах за грехи». Да, ответил ребенок, но прежде я слышал эти слова из уст моего отца и не ощущал их как проклятия!

Действительно, когда любимый отец говорит о наказании – наставляет, объясняет, даже проклинает – его слова «не ощущаются как проклятие». Поэтому не получается ограничиться словами – приходится не просто говорить о наказании, но и реально наказывать. Любящий отец наказывает, разумеется, не из мстительности, а чтобы предупредить худшие последствия. Представьте себе, например: в некоей семье родители нашли у ребенка наркотики. Неужели они его не накажут – чтобы и думать забыл об этом безобразии?! И каждый нормальный человек это наказание одобрит. По одной простой причине – если родители в этом случае ограничились бы «наставлениями и объяснениями», слишком велика опасность, что ребенок испортит себе всю жизнь.

Та же ситуация у нас с Б-гом, нашим Небесным Отцом. Мы, конечно, можем сколь угодно высоко оценивать свои способности, в том числе способность предвидеть – но по сравнению с Б-гом даже самый умный из нас дитя неразумное. Мы не можем предвидеть последствия тех или иных своих поступков, а если даже можем – то лишь на самую близкую перспективу. Как правило, человек понимает, когда делает что-то не должным образом, но он не представляет себе, к чему может привести его проступок, и считает его мелким, незначительным. А потом удивляется и обижается, если вдруг на него обрушивается какая-нибудь беда, считает наказание непропорционально суровым.

Взрослый человек – а ведет себя хуже ребенка! Ребенок, если родители его наказывают, плачет, а потом к тем же родителям бежит за утешением. И это логично: ребенок знает, что родители его любят и ничего не делают ему во вред. Среди взрослых людей, как ни странно, такую степень разумности способны демонстрировать только праведники, о которых сказано, что они «принимают страдания с любовью». Праведник понимает: даже если Б-г заставляет его страдать, это делается для его же блага. Страдание, которое причиняет наказание от Б-га – всего лишь предостережение по сравнению с теми страданиями, на которые человек обречет сам себя, если не внемлет этому предостережению!

Конечно, не наше дело быть «адвокатами Б-га», истолковывать смысл Его действий и объяснять, почему человеку далеко не всегда хорошо в жизни. Но на самом деле в большинстве случаев люди сами понимают, что жизненные неприятности и беды – это последствия их же неправильных действий. А что касается соотношения проступка и наказания – как правило, человек в конце концов понимает: наказание от Б-га, изменившее его поведение, отвело от него куда более серьезную беду. Просто это понимание приходит не сразу, а по прошествии времени, иногда достаточно продолжительного, поэтому не всегда людям приходит в голову связать причину со следствием.

Кроме того, надо принять во внимание еще одно свойство нашего характера. Мало кто любит признаваться в собственных ошибках, поэтому мы предпочитаем искать иные объяснения нашим неприятностям – дескать, обстоятельства так сложились, или другие люди виноваты, или еще что.

На этот счет есть известная притча. Когда Создатель распределял обязанности между ангелами, одному досталось приносить страдания людям. Ангел стал просить избавить его от такой неблагодарной работы: если я буду доставлять людям беды, они только и будут делать, что проклинать меня. В конце концов Б-г пожалел ангела и сделал так, чтобы наказанный человек думал, будто беда к нему пришла по какой-нибудь другой причине.

В действительности, разумеется, не может быть ничего, что случилось бы без Б-жественного соизволения. И неприятности наши, и страдания – все это от Б-га. Но Б-г посылает их не просто так. На самом деле это знак, что мы сами где-то допустили ошибку, пошли неверным путем. Б-г предупреждает нас как любящий отец: наказание должно быть достаточным, чтобы остеречь нас от дальнейших неправильных действий, последствия которых на нас же и обрушатся.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.