[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2008 ТАМУЗ 5768 – 7(195)
УЧение рабби Шнеура-Залмана из ЛЯд
Самуил Городецкий
1.
В одном из посланий, касающихся учения Хабад, р. Шнеур-Залман призывает верить «полной верой в то, что написанное у пророка (Ирмеяу, 23:24): “Разве не Я наполняю небеса и землю, – говорит Г-сподь” следует понимать буквально. Это безыскусная вера всего народа Израиля, полученная от праотцев, бесхитростно следовавших за Г-сподом, не пытаясь постичь человеческим разумом то, что бесконечно выше разума, и разобраться, как Он наполняет всю землю» (Танья, Игерет а-кодеш, 25). Б-г «выше понятий времени и места, Он единственный, и Он не изменился, оставаясь после Сотворения мира таким же, каким был до того. Нет ничего, кроме Него, нет другого» (Ликутей Тора, раздел Рош а-Шана, 53:4). Учение Хабада раз за разом повторяет высказывание: «Нет Ему преграды». «Бесконечный, благословен Он, наполняет всю землю в самом буквальном смысле – в пространстве и времени. Он внизу на земле в том же смысле, в каком и вверху, на небесах, – в самом буквальном смысле этих слов», и, несмотря на то что «Он, Благословенный, выше пространства и времени, Он все же находится внизу, в пространстве и во времени. <…> Только Он наполняет всякое место» (Танья, Шаар а-ихуд ве-а-эмуна, 7). О Его абсолютном единстве свидетельствует само Его четырехбуквенное Имя (тетраграмматон), смысл которого состоит в том, что «Он превыше времени, Он был, есть и будет единовременно, и точно так же Он превосходит понятие пространства, ибо именно Он дарует постоянное существование понятию места вообще – сверху донизу, со всех четырех сторон». Имя «Бесконечный», данное Ему каббалистами, учит нас: «Нет ни конца, ни границы свету и жизненности, исходящим от Него, Благословенного, по Его прямой воле, единой с Его Сущностью абсолютным единством» (Танья, Шаар а-ихуд ве-а-эмуна, 7).
Согласно этому учению, все миры объединяются в подобие единого тела, существование которого непрерывно поддерживается Бесконечным, Благословен Он, через исходящие от Него свет и жизнь. Так эманация Б-га распространяется по всему сотворенному миру, и именно Он является реальной сущностью тварных предметов. Если бы не Его существование, мир бы не существовал, ибо «все сотворенное и существующее можно считать несуществующим и отсутствующим в буквальном смысле слова, на фоне могущества Творца и Его слова, которое и делает мир существующим, извлекая его из абсолютного небытия и давая ему бытие». А то, что сотворенное кажется нам существующим, так это только «потому, что мы нашим земным взором не видим в тварных объектах слово Всевышнего и Его могущество. Если бы глазу была дарована возможность зреть и воспринимать животворную, духовную силу, исходящую из слова Всевышнего и пронизывающую весь тварный мир, то материальная природа мира, сама материя, стала бы незаметна для глаз. Материальное в буквальном смысле слова не имеет существования в сравнении с Его существованием и духовностью, и без этой духовности превратилось бы в полное ничто и лишилось бы существования. Можно проиллюстрировать это на примере солнечного света, освещающего Землю и ее обитателей. Светоносные лучи, которые распространяются по всему миру, исходят от солнечного тела. Свет Солнца виден всем – он освещает Землю и мировое пространство. Очевидно, что этот свет и излучение наличествует также в корпусе, в материале самого солнечного диска, висящего в небе, – ведь если свет распространяется и сияет на таком удаленном расстоянии, он тем более присутствует непосредственно в своем источнике. Но там, в своем источнике, оно равносильно своему полному отсутствию и небытию, ибо абсолютно лишено существования по отношению к своему источнику – Солнцу. Это излучение и свет – всего лишь отсвет свечения самого Солнца. Только там, где самого Солнца нет – в мировом пространстве под всеми небесами и на Земле, – свет и излучение воспринимаются реально существующими. И справедливо, что здесь, в дольнем мире, свет может быть назван существующим, но когда он находится в своем источнике, в теле Солнца, – тогда о нем, как о существующем, нельзя говорить ни в коей мере. Там он – буквальное отсутствие и небытие, ведь там он не светит, там есть только его источник, само светящее Солнце, и ничто иное. Подобным образом все творения соотносятся с Б-жественной эманацией, изливающейся из Него и дарующей им существование и жизнь. Б-г – их источник, они же подобны свечению, светящемуся потоку Б-жественной эманации. И потому можно пренебречь ими и их существованием по их малости в сравнении с Источником, и трудно назвать их “нечто” на Его фоне. Их существование кажется нам таковым лишь <постольку, поскольку воспринимается> наши телесным зрением, ибо мы совершенно не видим и не постигаем подлинный источник – дух Б-жий, дающий им истинное бытие» (Танья, Шаар а-ихуд ве-а-эмуна, 3)[1].
Автор Таньи раз за разом повторяет слова «В делающемся всегда присутствует сила Делающего»[2]. Он считает, что в этих словах ключ к пониманию тайны численных соответствий, гематрий: «Гематрия слова “Б-г” и слова “природа” одинакова»[3]. Р. Шнеур-Залман цитирует книгу Иова (19:26) и дает этой цитате теософское истолкование: «“И из плоти моей узрю Б-га”, – <связь Б-га с мирозданием> подобна связи души с телом. Человеческая душа пребывает во всех 248 членах тела, от головы до пят, и все же преимущественно душа пребывает в мозге, и оттуда распространяется и наполняет все органы и части тела; каждый орган получает от нее жизнеспособность и силы в соответствии с его строением и назначением: глаз – чтобы видеть, ухо – чтобы слышать, рот – говорить, ноги – ходить… И совершенно так же, если воспользоваться этой параллелью как сравнением, Бесконечный, благословен Он, наполняет все миры, даруя им жизнь… А суть и сущность Бесконечного, благословен Он, одинакова по отношению к горним и дольным, подобно душе, как о том говорилось выше… И значит, Его существование в дольнем мире ничем не отличается от Его существования в мире горнем».
«Разница между ними в способе передачи жизненной силы, которую Бесконечный, благословен Он, низводит в миры и творения, которые в них, и это можно уподобить свету, тому, как тот явно распространяется из своего источника, в котором пребывает в сокрытии. При этом горние миры получают силу, дающую им существование, несколько более явным образом, чем дольние… А дольние миры, даже наиболее одухотворенные из них, не получают такого явного раскрытия света, но лишь посредством множества одеяний и покровов, которыми Бесконечный, благословен Он, сокрыл свет и силу, дающую им возможность существования <…> и эти одеяния умножаются по мере приближения к нашему материальному миру настолько, что в нем свет Творения, свет, дарующий жизнь и существование, в буквальном смысле слова полностью спрятан под многочисленными плотными облачениями. Оттого нам видна только материя и телесность, кажущиеся мертвыми. Но и в них есть свет и жизнь, постоянно дарующие существование, они превращают ничто в нечто и не позволяют вернуться <вещам и тварям> в ничто, которым те были. И свет этот исходит от Бесконечного, благословен Он, но облачен в великое множество одеяний…» (Танья, 1:51).
2.
В вопросе о Б-ге и Сотворении мира р. Шнеур-Залман расходится со многими учеными и философами. «Действительно, – пишет он, – ученые народов мира признают Б-га (см. Зоар, 2, 96а), но при этом утверждают, что Творение можно уподобить естественному процессу – от Первопричины к следствию. Известно же, что всякая причина как-то соотносится со своим следствием, а так как миры создаются и осуществляются мыслью Всевышнего, то может показаться, что и они тоже возникли как неизбежный и естественный, причинно-следственный процесс». Эту идею р. Шнеур-Залман категорически отвергает: «Так как Он, Благословенный, бесконечен, то если допустить, что миры возникли в результате естественного процесса от Первопричины к следствию, то у миров не было бы ни границ, ни конца, которые есть сегодня, и все сущее было бы Бесконечным и бесконечным». Он предпочитает объяснять Сотворение мира как «скачок и цимцум <т. е. сжатие>, а не как последовательный причинно-следственный процесс, будто бы от мысли Всевышнего возникла и осуществилась вся цепочка миров» (Ликутей Тора, раздел Шир а-ширим, 40б-в). О тех, кто трактует понятие цимцум в буквальном смысле, р. Шнеур-Залман пишет: «Да простит Всевышний тем, кто ошибается в понимании трудов р. Ицхака Лурии. Они[4] буквально поняли идею цимцум, упоминаемую там, – и решили, что Всевышний, благословен Он, изъял Свою суть и сущность (да сохранит Б-г!) из этого мира и лишь сверху печется о каждом в отдельности и обо всех творениях, что в небесах наверху и на земле внизу. Однако совершенно невозможно понимать цимцум <т. е. сжатие, сокращение> буквально, ибо такое понимание заимствовано из материального мира и экстраполировано на Всевышнего, Который бесконечно отличен от него <этого мира>».
По его мнению, цимцум следует понимать как термин, не в прямом смысле, а как «сокрытие»: «Цимцум совершенно не касается сущности Всевышнего, а только света, называемого Именем Всевышнего. Отсюда становится понятным, что после цимцума во Всевышнем не произошло никакого изменения. А все дело в том, что цимцум не следует понимать буквально, что мол, исчез Его свет, ведь на самом деле “нет места, где бы не было Его света”» (Танья, 2:7). В Мидраш раба (Шмот, 2) написано: «Почему “из терновника” <Б-г воззвал к Моше>? – Научить тебя, что нет места, где бы не было Его света, даже в терновнике». А что касается цимцума, то отсюда должно понять, что цимцум как сокрытие из мира явного означает, что в мире сокрыто присутствие Его света. И о том же говорит отрывок в Тикуней Зоар: «И Я укрылся от них». Иными словами, свет перестал быть явным, но сделался сокрытым, незаметным, и Его пребывание в мире стало сокрытым, дивным, невидимым (см. Ликутей Тора, раздел Ваикра, Дополнения, 52в).
Р. Шнеур-Залман объясняет сокрытие и открытие на таком примере: «Например, некто выучил какой-то трактат Талмуда наизусть и знает его досконально, во всех тонкостях, со всеми заложенными в нем идеями. Теперь, когда он о нем думает и обсуждает его вслух, трактат как будто открывается в его мыслях, и так надо понимать открытие. Но когда он изучает другой трактат, все его мысли и слова заняты этим новым трактатом, им и только им; он в это время совершенно не думает о первом выученном им трактате. В это время первый трактат словно полностью изъят из его разума, мыслей и речей и никак в них не проявляется. Тем не менее нельзя сказать, что первый трактат в его разуме не присутствует, ибо едва он к нему вновь обратится и начнет его обсуждать, как первый трактат вернется к нему целиком и полностью, во всех своих деталях. Таким образом, мы вынуждены признать, что и тогда, когда он этим трактатом не занят, тот в полном объеме сохраняется в его разуме, но не светит, не облачается в знаки мыслей и речений, как было прежде, во время его изучения. Итак, он остается запечатленным в той части мозга, которая ведает памятью и могла бы называться мозгом мудрости. Вот и получается, что мудрость того первого трактата хранится в его мозгу, даже когда он занят другими вещами. Это и есть цимцум, или сжатие: знаки исчезают из открытой части, не облачаясь в мысли и слова, но остаются в сфере мудрости, которая выше знаков, и там мудрость пребывает сокрытой от знаков разума и мысли. На этом примере становится понятен смысл цимцума света Всевышнего, который мы называем сокрытием. Вначале он светил и, фигурально выражаясь, открывался через знаки, как разум открывается через знаки мысли, а потом прекратил светить, то есть прекратил открываться через знаки, но сам остался таким, как и был. Он остался единым целым со своим источником и перестал открываться через знамения» (Ликутей Тора, раздел Ваикра, 52в-г). Тот же смысл заложен, как считает р. Шнеур-Залман, в привычном сочетании слов «Святой Благословенный», как называют Б-га. Это означает, что Он «Свят» и «Благословен», то есть «“Свят”, поскольку в Своей сущности отделен[5] от миров, и одновременно “благословен”, потому что протяжен[6] в миры через Свое Имя и Свое Царствие. Так, через царствие, Он проникает во все миры и длит их существование» (Ликутей Тора, раздел Шир а-ширим, 40в-г).
Также на примере р. Шнеур-Залман объясняет, что подразумевается под словами «скачок и цимцум». Представим себе, как человек идет. Во время ходьбы одна нога его всегда и непременно опирается на землю, даже если он идет быстро, даже если бежит. Но представим человека во время скачка: теперь у него на какое-то время обе ноги отрываются от земли, так что между человеком и землей возникает зазор, образуется свободное воздушное пространство, и лишь потом обе его ноги вновь опираются на землю. Аналогично Он, Бесконечный, – Его связь с миром не осуществляется через непрерывный процесс, подобный цепи, где одно звено цепляется за другое без разрывов. При сотворении мира все происходило иначе: вначале Всевышний полностью сокрыл Свой свет, вознеся его ввысь, а только потом началось открытие Его света через хохма (мудрость), нисходящую непрерывно, словно нить. Это и был «скачок». Посредством «скачка» осуществилась связь Святого, благословен Он, с миром ацилут, а уже связь мира ацилут с нижними мирами – брия, йецира, асия – не является «скачком» ни в какой мере, но осуществляется по нисходящей цепочке. В мире ацилут Его субстанция, жизненность и творящая способность, иначе говоря – Его самость, и свет, и сосуды, составляют абсолютное единство, отчего возникает естественный вопрос, как из единства мира ацилут может проистекать множественность разграниченных и ограниченных миров – брия, йецира, асия? Но все границы возникают, как уже было сказано, не в ацилут, а в трех более низких мирах (брия, йецира, асия), хотя к сосудам мира ацилут понятие «граница» имеет некое отношение (см. Ликутей Тора, раздел Шир а-ширим, 42б-в).
Итак, «есть три вида цимцума, и это – три мира: брия, йецира, асия, ибо мир ацилут – сама Б-жественность… И для сотворения мира брия, то есть мира душ и высших ангелов, служение которых Всевышнему выражается в категориях Хабад (хохма, бина, даат): в них они облечены, ими они постигают и из них они приобретают, – для сотворения этого мира брия сначала произошел мощнейший цимцум. Аналогично и переход от мира брия к миру йецира: поскольку ничтожное количество света, заключенного в мире брия, все же является бесконечностью для мира йецира, мир йецира не может вместить его иначе как через цимцум и сокрытие. Аналогично и следующий переход от мира йецира к миру асия. Цель же всех цимцумов и сокрытий – сотворение материального человеческого тела и победа над ситра ахра (т. е. “оборотной стороной”, обратной святости), дабы свет возобладал над тьмой, что происходит, когда человек вознесет свою Б-жественную и витальную душу единственно ко Всевышнему, посвятит Ему все облачения души и все силы тела. Именно в этом цель нисходящего творения миров» (Танья, 1:49).
У всех созданий этого мира – у неорганических и органических, у минералов и растений, у животных и людей – есть тело и душа. «Ведь хотя все сотворенные в этом мире обладают телом и душой <…> Всевышний дарует жизнь всему. Он постоянно творит нечто из ничего светом и жизнетворной силой, которые Он сообщает им так, что и материальное тело, и даже камни, и прах земной, совсем уж неодушевленный, несут в себе исходящие от Него, Благословенного, свет и витальность, благодаря чему в них поддерживается существование, и они не становятся снова ничем, как до своего сотворения. Но все же свет и витальность, таящиеся в неживом, даже близко несопоставимы со светом и витальностью, озаряющими дух, душу всего живого. Хотя и в том, и в другом <т. е. в теле и душе> заключен одинаковый сокровенный свет и покровы и облачения этого света идентичны, поскольку и тела, и живая душа пребывают в этом мире. А в нашем мире, если взять его в целом, свет и жизненная сила, <исходящие как бы> от дыхания Его уст, Благословенного, равно сокрыты вследствие сокрытия Его Лика и нисходящей иерархии миров, сотворенных посредством многих мощных сокрытий» (Танья, 1:38).
Перевод с иврита Меира Левинова
Продолжение следует
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1] Здесь цитируется перевод Г. Липш: Иерусалим: Шамир, с небольшими изменениями.
[2] Другими словами: созидательная сила Творца должна постоянно проявлять себя в сотворенном и поддерживать его существование, являясь имманентной сущностью каждого создания.
[3] Гематрия – сумма числовых значений еврейских букв (алеф – 1, бейт – 2… йуд – 10, каф – 20 и т. д.). Гематрия слова «Б-г» равна гематрии слова «природа», взятого с определенным артиклем, и составляет число 86.
[4] По всей видимости, подразумевается Эмануэль-Хай Рикки (1688–1743) – итальянский каббалист, автор каббалистического труда «Мишнат хасидим».
[5] Слово «святой», «кадош», на иврите означает «отделенный».
[6] Слово «благословение» с ивритским корнем «б-р-х», увязывается здесь со словом «протягивать» того же корня, используемого в значении «отводить (лозу на новую опору или воду в новый водоем)».