[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2008 ТАМУЗ 5768 – 7(195)
Молитва как лекарство
Ури Фузайлов (Паз)
Согласно новому исследованию, смертность среди тех, кто никогда не посещал синагогу, на 75% превышает смертность людей, посещающих ее регулярно. Это исследование, проведенное в Израиле, дополнило ряд подобных ему, выполненных в последние годы в США и в некоторых других странах. Все они показали, что у верующих и регулярно молящихся людей продолжительность жизни выше.
Вавилонский Талмуд (Брахот, 8б) приводит слова мудрецов, обращенные к рабби Йоханану: «И в Вавилоне есть старики, достигшие весьма преклонных лет». Удивился рабби Йоханан и сказал: «В Торе написано: “Дабы продлились дни ваши и дни сынов ваших на земле, которую Г-сподь поклялся отцам вашим дать им, – как дни неба над землей”. Не значит ли это, что только в Эрец-Исраэль наши дни будут долгими, а за ее пределами – нет?!» На это мудрецы ответили: «Это потому, что в Эрец-Исраэль люди встают затемно и приходят на молитву в синагогу». Сказал им рабби Йоханан: «Отсюда можно сделать вывод, что Всевышний длит годы жизни тех, кто приходит на молитву в синагогу, как учил своих сыновей рабби Йеошуа бен Леви: “Чтобы продлить свои дни на земле, вставайте затемно и приходите в синагогу”».
Результаты современных научных исследований, полученные учеными Центра по изучению старости при Еврейском университете в Иерусалиме во главе с профессором Говардом Литвиным[1], заставляют вспомнить пословицу: «Новое – это хорошо забытое старое». Действительно, пожилые люди, регулярно посещающие синагогу, живут дольше своих сверстников, не бывающих там.
Выводы этого исследования основаны на опросе, проведенном израильским Центральным бюро по статистике в 1997 году. В рамках опроса были проинтервьюированы около 5 тыс. мужчин и женщин шестидесятилетнего возраста, живущих в Израиле. Вопросы касались образа жизни этих людей. В 2004 году, через семь лет после проведения опроса, профессор Литвин и его помощники проверили его результаты. Исследование Литвина охватило 1811 участников опроса 1997 года. Ученые обнаружили, что 684 респондента, то есть 38%, скончались в течение прошедших лет, и проанализировали данные в соответствии с образом жизни опрошенных.
В интервью корреспонденту газеты «А-арец» Офри Илани, опубликованном 19 августа 2007 года, профессор Литвин сообщил, что максимальная смертность зафиксирована, как и предполагалось, среди самой старшей группы охваченных исследованием людей. Распределив респондентов на группы по уровню доходов, выяснили, что среди людей с самым низким уровнем доходов смертность на две трети выше, чем среди их сверстников с самым высоким уровнем доходов. Среди пожилых людей, страдающих от депрессии, уровень смертности на 80% выше, чем среди тех, кто этим не страдает. «Эти данные вовсе не удивительны, – говорит профессор Литвин, – но мы обнаружили также два дополнительных, необычных фактора, влияющих на продолжительность жизни: частота встреч с друзьями и частота посещения синагоги».
По данным исследования, в одной возрастной группе смертность среди тех, кто не посещает синагогу, на 75% превышает смертность тех, кто делает это регулярно. По словам профессора, нельзя однозначно объяснить, каким образом посещение синагоги влияет на продолжительность жизни, но возможны два объяснения этого явления: «Одно из этих объяснений – духовного характера: вера продлевает жизнь. В последние годы в США и некоторых других странах была проведена целая серия исследований, доказавших, что вера помогает людям справиться со стрессом. Верующие и регулярно молящиеся люди живут дольше». Кроме того, посещение синагоги полезно тем, что человек рано встает, идет на молитву пешком, общается с людьми, прилагает интеллектуальные усилия при чтении Торы с комментариями и духовные – во время молитвы. Все это, с точки зрения медицины, идет на пользу здоровью.
ОткрытиЯ, раздвигающие горизонты
Профессор Литвин говорил о новейших открытиях, раздвинувших горизонты медицины. Но этими данными не ограничился спектр интересов ученых, всерьез занявшихся также изучением влияния молитвы на течение болезней женщин и молодежи. Исследования показали, что молитва помогает и в этих случаях. В последние годы предпринимались попытки объективного изучения научных разработок и в области лечебного воздействия «дистанционной молитвы» (intercessory prayer). Впервые широкая публика на Западе ознакомилась с этим еще в 1998 году, после публикации в популярной газете «Time». Статья рассказывала о клиническом опыте, проведенном в кардиологическом отделении одного из медицинских центров США. Больных разделили на две группы. За здоровье одной группы молились издалека представители разных религий в разных частях света: буддистские монахи в Непале, христиане в штатах Балтимор и Миссури, религиозные евреи у Стены Плача в Иерусалиме. Целью этого опыта была проверка степени положительного влияния на процесс и результаты лечения, которое может оказать молитва посторонних людей, находящихся далеко. Полученные данные подтвердили лечебный эффект подобного воздействия: результаты лечения больных, за которых молились, оказались значительно лучше, чем у больных из второй группы.
Стоит вспомнить, что еще раньше было проведено исследование, проверявшее уровень зависимости сердечных заболеваний от соблюдения заповедей. Наблюдение за 10 тыс. человек в течение пяти лет показало, что распространенность сердечно-сосудистых заболеваний (закупорка сердечного сосуда) у религиозных евреев вдвое реже, чем у евреев, ведущих светский образ жизни: 2,9% у религиозных по сравнению с 5,8% у светских. У евреев, утверждавших, что соблюдают традиции, – 3,7%[2].
Еще одно интересное исследование, касающееся влияния молитвы на ход болезни, было опубликовано в американском журнале «New Realities» (май–июнь 1990), и его результаты поразили ученых-медиков. 393 пациента, обратившихся в кардиологическое отделение Центральной больницы в городе Сан-Франциско, были разделены на две группы: за выздоровление первой группы пациентов никто не молился, тогда как за здоровье и благополучие пациентов второй читали соответствующие молитвы. При этом соблюдались самые строгие принципы, принятые в медицинских исследованиях: деление на группы было произведено таким образом, что ни сами больные, ни врачи, ни медсестры не знали, кто к какой группе принадлежит. Доктор Стивен Бирд, возглавлявший исследовательскую группу, привлек людей, которые анонимно молились за здоровье больных из второй группы: за каждого молились от пяти до семи человек. В этом исследовании приняли участие американские врачи из разных штатов: д-р Ларри Досли из Далласа, д-р Элизабет Этраг из Калифорнии, д-р Джеффри Левин из Вирджинии, д-р Валлас Сэмпсон из Стэнфордского университета, д-р Герберт Бенсон из медицинской школы Гарвардского университета, д-р Ривид Ларсон и д-р Кэрол Юнг с медицинского факультета Йельского университета и др.
Как уже говорилось, результаты исследования поразили ученых-медиков: больные, за здоровье которых читали молитвы, нуждались в гораздо меньшем количестве антибиотиков, чем больные из другой группы, им было сделано значительно меньше капельных вливаний, и среди этой группы больных был только один летальный исход при равных исходных условиях. Ученые заявили: результаты исследования убедительно показали, что больные, за здоровье которых молились, выздоравливали гораздо скорее и намного меньше нуждались в конвенциональных средствах лечения.
«Дабы продлились дни твои»
В июле 1999 года в престижном журнале «Нью репаблик» была опубликована статья Грега Истербрука «Дабы продлились дни твои». В ней приводились результаты научных исследований, и среди них были названы следующие открытия: «…Самым потрясающим выводом, по мнению д-ра Гарольда Кенига из Медицинского центра при Университете Дьюк, является то, что “отсутствие религиозной жизни влияет на смертность в той же степени, как и 40 лет курения по одной пачке в день”». Кениг и группа ученых из университетов Дьюка, Йельского и Гарвардского изучили около 1100 научных работ, опубликованных в последнее время и посвященных тому, как влияет на здоровье соблюдение религиозных обрядов. Было обнаружено следующее: подавляющее большинство этих исследований указывает на то, что между участием в обряде молитвы и состоянием здоровья существует статистически подтвержденная связь (участие в молитве ученые приняли как критерий веры, поскольку объективного способа измерить силу личной веры не существует).
В процессе другого исследования, длившегося 28 лет, было обследовано около 5 тыс. жителей Калифорнии. Ученые пришли к выводу, что продолжительность жизни женщин, обращавшихся к Б-гу с молитвой хотя бы раз в неделю, значительно выше, чем у других женщин. Однако у мужчин результаты были не столь однозначны. Такое же исследование, проводившееся под руководством профессора Уильяма Стробриджа и опубликованное два года назад в «Американском журнале общественного здоровья», показало, что здоровье верующих мужчин как группы не превышает средней нормы. Напротив, их здоровье оказалось хуже, чем в среднем по стране, но ситуация неизменно улучшалась по мере увеличения возраста.
«Из исследования, проведенного Кенигом, можно сделать вывод, что связь между участием в религиозных обрядах и здоровьем налицо в иудаизме и четко выражена в различных течениях ислама и христианства», – объясняет в своей статье Грег Истербрук. В той же статье подробнейшим образом описано, как скрупулезно придерживались исследователи правил научной объективности.
Как сказал Эйнштейн
«Я очень сомневаюсь, что можно найти хотя бы одного крупного ученого, лишенного религиозного чувства, – писал Альберт Эйнштейн юноше, которого интересовало, молятся ли ученые. – Каждый, кто серьезно занимается наукой, постепенно убеждается, что в законах Вселенной проявляется Дух, и Дух этот неисчислимо выше человеческого… Таким образом научные изыскания приводят к своего рода религиозному чувству»[3]. Великий физик удивил молодого человека, сформировавшегося в атмосфере дарвинизма и материализма.
Очевидно, слова Эйнштейна верны не только для его времени, но актуальны и для современной эпохи – эпохи прикладной технологии. Как написал Истербрук в упомянутой статье «Дабы продлились дни твои»: «Одним из наименее хранимых секретов современной эпохи является то, что молятся не только религиозные фанатики. Так, Джон Гутон, один из крупнейших физиков современности, занимающихся исследованием атмосферы, регулярно молится и даже опубликовал несколько статей о пользе молитвы. Физик Чарльз Таунс, получивший Нобелевскую премию за свои научные достижения, одним из которых является изобретение лазерного луча, говорит, что молится ежедневно».
«Некоторым из нас это может показаться смешным, – заканчивает Истербрук свою статью, – но поскольку регулярная молитва, обращенная к Создателю, оказывает неоспоримое влияние на здоровье, молящийся поступает вполне рационально».
В завершение хотелось бы напомнить, что в иудаизме вера в целительную силу Б-га не отрицает медицинского искусства и необходимости к нему обращаться; молитва не заменяет конвенционального лечения. Напомним также, что на протяжении тысячелетий молитву признавали мощным средством улучшения здоровья сотни миллионов верующих во всем мире, независимо от того, какую религию они исповедовали. Все они не нуждаются в научном подтверждении своей веры.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1] Litwin, H. What really matters in the social network mortality – association? A multivariate examination among older Jewish-Israelis. European Journal of Ageing, 2007, 4(2). P. 71–82.
[2] М. Шнайдер и др. Низкая распространенность болезней сердца у религиозных евреев по сравнению с нерелигиозными. Тора вэ-мада (Тора и наука), 1978, № 8. С. 35–44 (на англ. языке).
[3] Эллис Калапрайс. Как сказал Эйнштейн. Кетер, 1999. С. 136–137 (на иврите).